Библия-Центр
РУ

Новость дня на 28 Июля 2021

Тора очень серьёзно относится ко всякому обвинению человека в нарушении закона, требуя, чтобы такое обвинение было тщательно обосновано. Ничего удивительного тут нет: ведь принцип презумпции невиновности Торе известен не хуже, чем римскому праву. А потому всякое обвинение необходимо обосновать и доказать. Само собой понятно, что во времена, когда появился на свет текст Книги Второзакония, основным и, по сути, единственным доказательством было свидетельское показание.

В такой ситуации, естественно, требовалась особенно тщательная верификация всякого свидетельства, а инструментом такой верификации могло стать лишь ещё одно свидетельство, подтверждающее свидетельство, уже полученное. Но презумпция невиновности, отражённая в Торе, имеет не только юридическое измерение, выражающееся в том, что всякое свидетельское показание в поддержку выдвинутого обвинения должно быть проверено и перепроверено. Она имеет ещё одно, духовное измерение, которое не сразу бросается в глаза, но является не менее важным, чем измерение юридическое.

Особенно хорошо оно заметно именно в требовании как минимум двух, а в случае наиболее серьёзных обвинений - трёх свидетелей. В самом деле: серьёзные преступления редко совершаются публично, больше двух свидетелей серьёзного преступления может появиться, в сущности, лишь при условии, если такое преступление будет совершено открыто или если преступника застанут с поличным на месте преступления. Казалось бы, в условиях, когда не существовало никаких технических средств фиксации происходящего, такой подход должен был резко снизить возможности следствия и понизить раскрываемость преступлений, включая тяжкие.

И всё же Тора требует именно такого, предельно осторожного подхода к формированию доказательной базы обвинения. Быть может, даже ценой некоторого числа преступлений, остающихся нераскрытыми: ведь, по общему смыслу отражённого в Торе законодательства, недоказанное обвинение обвиняемому не вменяется, недоказанное преступление таковым не считается, а любое сомнение в достоверности доказательства вины толкуется в пользу обвиняемого (примерно так же, как предполагают в большинстве случаев и нормы современного права). Ведь каждому нормальному судье, судящему на основании Торы, как и каждому верующему яхвисту или иудею, было ясно: земной суд — предварительный, окончательное определение вынесет на Своём суде Сам Бог.

И если кто-то из преступников останется безнаказанным на земле потому, что не нашлось достаточного числа свидетелей, он получит своё в день того Суда, который ждёт каждого, и судья, не осудивший такого преступника, не имея нужных доказательств, не понесёт за свой приговор вины перед Богом. А вот если тот же судья, положившись на недостаточно веские доказательства вины, осудит невиновного, если он допустит ошибку, которой мог и должен был избежать, имея к тому все возможности, ответить на Суде ему придётся. За каждого, кого он осудил по легкомыслию или по легковерию.


Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Всякое государство имеет определенные «ветви власти» — правителя, суд, полицию, совет... 

 

Вопрос о городах убежища поднимается в Торе неоднократно: как видно, он оказывается чрезвычайно важным. Оно и неудивительно: речь ведь идёт об убийстве и о наказании за него... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).