О Церкви Павел говорит, что она — «столп и утверждение истины». Как понимать его слова? И что он имеет в виду под...
О Церкви Павел говорит, что она — «столп и утверждение истины». Как понимать его слова? И что он имеет в виду под Церковью? В христианской истории эти слова апостола нередко использовали для утверждения авторитета тех или иных религий, выросших на христианской почве, и самых разных церковных структур и институтов, претендовавших на то, чтобы быть выразителями и носителями христианской истины в последней инстанции.
Павел совершенно очевидным образом не имеет в виду никаких религий и никаких церковных институтов: христианство для него никогда не было религией, а церковных институтов в их средневековом виде в его времена просто не существовало. Для апостола Церковь — нечто совершенно иное. Это неудивительно: ведь и христианство Павел никогда не воспринимал как новую религию, для него оно всегда было не религией, а жизнью, жизнью со Христом в Его Царстве.
Вот в Нём, во Христе, и видит Павел живую истину. Да и не он один: ведь первые два или даже три поколения христиан смотрели на Христа как на живую Тору, а значит, и на живую истину. Да Спаситель и Сам говорил о Себе, что Он — путь, истина и жизнь. Но такая истина может существовать лишь как личность Мессии, явившего миру живую Тору. Человек же может познавать христианскую истину, лишь становясь живой Торой во Христе. Никакой абстрактной, формулированной христианской истины быть не может: никакие слова, никакие формулы её не вмещают по определению.
Есть, конечно, церковные символы веры, но они никогда не претендовали на законченное выражение христианской истины. Они лишь очерчивали то пространство возможных для христианина мнений по основополагающим вопросам, покидая которое человек фактически перестаёт быть христианином в том смысле, в каком ими были первые христиане. Но для человека стать живой Торой возможно лишь при условии личных отношений с Богом и с посланным Им Мессией одновременно. Точнее, внутри этих отношений, отношений Отца и Сына, в том духовном пространстве, которое они образуют.
Все, оказавшиеся в этом пространстве и участвующие в процессе духовного становления, оказываются связаны также и между собой, образуя то духовное целое, которое в другом своём послании апостол называет телом Христовым. Вот оно-то и есть Церковь, «столп и утверждение истины». Разумеется, такое единство всегда имеет некое внешнее измерение, связанное с жизнью своей эпохи, но оно никогда не идентично вполне ни одной из форм, в которой существует. Церковь как тело Христово всегда больше не только любой церковной структуры и любого института, но и любой конкретной церковной общины. И только она в своей духовной динамике является «столпом и утверждением истины». Вот об этой Церкви и говорит Павел в своём послании Тимофею.