После Элиу, заявившего, что он вполне может заменить Иову Бога потому, что, дескать, от Бога Иов услышал бы то же, что от него, Элиу, наконец, Бог заговорил сам. И, казалось бы, ничего нового Он Иову не сказал. Но дело ведь не только в том, что сказано, дело ещё и в том, кто говорит. А иногда даже в первую очередь в том, кто говорит. Иов, наконец, услышал Того, Кто может сказать все правильные слова со властью и со знанием дела. Он услышал голос Божий. И первый же вопрос, заданный Богом Иову, заставляет Иова умолкнуть. Что ты знаешь о Моём мире? Знаешь ли ты его так, как Я?
Вопрос не праздный и не риторический. Хотя ответ на него очевиден. Но он заставляет задуматься. Ведь Бог ставит в один ряд смену дня и ночи, изменение лица земли и суд над нечестивыми. А если всё так, то что, в самом деле, может знать человек о том зле, в котором мир оказался после падения?
Разумеется, человеку известно зло мира. Так же, как известны ему смена дня и ночи и перемены, происходящие в природе. Известны постольку, поскольку касаются его самого. Всё остальное — лишь экстраполяция, а значит, теория, абстракция, нечто такое, чего человек реально не знает, а знает лишь умозрительно. А вот для Бога реален весь мир. Во всей его полноте. Для Него в мире нет ничего абстрактного, умозрительного. И экстраполяции Ему тоже не нужны: Он видит все возможности созданного Им мира, все его пути и все его тупики, притом видит не как некие модели возможной реальности, а как реальность разных способов существования мира и осуществления заложенных в нём возможностей. Для Бога даже ад, которого Он не создавал, реальнее, чем для тех, из-за кого этот ад появился.
Бог полнее и ярче воспринимает творимое нами зло, чем мы, его творящие. И Он уж точно лучше знает, что с этим злом делать, чем любой из нас. Только знающий мир в полноте знает, как избавить его от того, что полноте мешает. Именно об этом и говорит Бог Иову. Конечно, и друзья говорили ему нечто в том же роде. Но, сказанные людьми, такие слова скорее заставят предположить, что говорящие их люди стремятся лишь отгородиться от проблемы, закрыться от неё правильными, но ни к чему не обязывающими словами. Иное дело, когда их говорит Тот, Кто сотворил мир и знает о нём всё. Тот, кто отвечает за судьбы мира и не снимает с Себя ответственности за него. Таким словам можно поверить.