Говоря о прошлом и будущем народа, Бог устами Своего пророка напоминает желающим слышать о прошлых временах, о временах фактического массового отступничества. Очевидно, проповедь эта прозвучала ещё в Вавилоне, ещё до завоевания Вавилонии персами и до указа Кира Великого, давшего евреям право вернуться на землю отцов. Как видно, главная проблема заключалась не только и не столько в прошлом, сколько в настоящем. К концу пленной эпохи еврейская община уже укоренилась в Вавилоне, активно участвуя в местной жизни, экономической, политической и культурной.
В вавилонской общине внутри яхвизма сформировалась новая религия — иудаизм, вполне приспособленный для жизни в диаспоре и позволяющий сохранять еврейскую национально-религиозную идентичность практически в любой среде, иногда даже достаточно агрессивной. К тому же в Вавилоне уже выросло поколение, считавшее его фактически своей родиной и знавшее Иудею только по рассказам родителей. Они, конечно, не отрицали того, что говорили допленные пророки, но, по-видимому, не эти пророчества определяли их повседневную жизнь.
Поэтому, когда в Вавилоне появился новый пророк и заговорил о том, что конец плена близок, что Бог искупил Свой народ и скоро начнётся его возвращение на землю отцов, ему не очень-то верили, тем более, что никаких внешних признаков скорого изменения ситуации не было. Вот тогда-то и прозвучали слова Божьи о маловерии Его народа. И в самом деле: изменилась эпоха, родилась новая религия, жизнь еврейской общины в Вавилоне настолько мало походила на допленную, что, когда репатрианты появились в Иудее, местные жители, те, которых в своё время не депортировали, смотрели на них, как на чужаков.
А вот духовные проблемы остались теми же, какими они были до плена. И главная — недоверие к живому откровению. К традиции доверие было, и допленным пророкам доверяли потому, что они уже стали частью традиции. Но вот появился новый пророк, и оказалось, что, кроме религиозных форм, с допленных времён ничего не изменилось: Богу и Его живому слову в конце пленной эпохи доверяют так же мало, как в её начале. Конечно, после указа Кира и начавшейся репатриации отношение к словам Исайи изменилось. Но это было уже принятие свершившегося факта, а не слова Божьего.