Библейские пророки нередко предупреждали и свой собственный, и другие народы о грядущих бедствиях, которые грозят им за грехи и неправедную жизнь. Конечно, когда речь идёт о языческих народах, не знающих ни Бога, ни явно данных Богом заповедей, требования несколько смягчаются. Строгого монотеизма, например, Бог не требует ни от какого народа, кроме Своего собственного.
Но вот в том, что касается отношения людей друг к другу, всё остаётся в силе. Оно и неудивительно: ведь тут обычно достаточно бывает голоса совести, напоминающего всё о тех же Божьих заповедях, которые Своему народу Бог даёт в явном виде. Достаточно прислушаться к этому голосу и следовать ему. И если со следованием голосу совести бывают проблемы, то не от недостатка информации, а лишь от нежелания ему следовать. Ниневия в те времена, когда была написана книга Ионы, воспринималась как символ и средоточие мирового зла, бросающего вызов Богу.
Она была столицей Ассирийской империи, о которой, по свидетельству пророка, во время и после её разрушения не пожалел ни один человек. Впоследствии, уже после Вавилонского плена, место Ниневии в библейском образно-символическом ряду занял Вавилон. Но произошло это позже, спустя несколько столетий после появления Книги Ионы. И вот в этом средоточии мирового зла, ставшего символом всемирного богоборчества, звучит проповедь, которая совершенно неожиданным образом вызывает раскаяние и обращение жителей города. Невероятно, но факт. А дальше происходит нечто, кажущееся ещё более невероятным: Бог отказывается от Своих планов, от наказания Ниневии.
Неужели одно обращение перевесило всё сделанное ниневитянами зло? Если подходить строго арифметически, подсчитывать злые и добрые поступки, то, конечно, нет. Одно раскаяние, одно обращение не перевешивает всех совершённых грехов. Ни в жизни отдельного человека, ни в жизни целого народа. Но Богу ведь не арифметика важна. Он не подсчитывает баланс злых и добрых дел — если бы было так, шансов не было бы ни у кого. Ему важно лишь обращение.
Важно, с кем человек или целый народ здесь и теперь — с Ним или с теми, кто Ему противостоит. И если с Ним, то Он сделает всё, чтобы обратившиеся получили возможность изменить свою жизнь. Может быть, даже начать её с чистого листа. Ведь Он не хочет, чтобы грешники умирали из-за своих грехов. Он хочет, чтобы грешник обратился к Нему, раскаялся в совершённом грехе и начал новую жизнь. И если грешник действительно раскаивается и обращается к Нему, Он сделает всё, чтобы эта новая жизнь стала для раскаявшегося возможной.