«Блаженны алчущие, ибо они насытятся», говорит евангелист Лука. «Блаженны алчущие и жаждущие
правды, ибо они насытятся», говорит евангелист Матфей (Мф 5:6). Эти два текста имеют совершенно
разный смысл, несмотря на то, что, по всей видимости, имеют происхождение из одного источника. И
это в рациональном сознании рождает недоумение и неспокойствие. Но давайте посмотрим, так ли уж
это страшно. Мы все прекрасно помним молитву второго антифона, взятую из 145 псалма. «Упование
его на Господа Бога своего сотворшаго небо и землю, море и вся яже в них, хранящего истину в
век, творящего суд обидимым, дающего пищу алчущим». Но на самом деле там, в 145 псалме стоит более
конкретное слово, чем «пища», там стоит слово хлеб, panem, каковое обстоятельство отражено и в
синодальном переводе. Итак, хлеб дает Господь алчущим. Слово «хлеб» в Библии встречается
огромное количество раз и понятно в большинстве случаев в самом обыденном смысле. Поэтому
перевод «пища», который дает церковнославянская Библия, возможно, ничего существенного не
меняет. Но можно посмотреть и с другой стороны. «Хлеб наш надсущный даждь нам днесь…» Мы именно
подчеркиваем не насущный, а надсущный, таков был бы
правильный перевод, точно соответствующий латинскому «supersubstantialem»: super – над,
substantia — сущность . Одна буква потерялась, этим можно дать
объяснение происхождению странного слова «насущный», а главное нашего заблуждения, что речь
здесь идет о пище (именно поэтому «Отче наш» во всех молитвословах предписано читать перед едой,
что можно делать с таким же смыслом и в любую другую минуту жизни). Это обстоятельство отражено
в большинстве современных книг по текстологии Нового Завета (Например, Иоахим Иеремиас
«Богословие Нового Завета. Ч.1 Провозвестие Иисуса»). А что касается этимологии слова
«насущный», приведенное выше обстоятельство утерянной буквы обозначено, например, в книге
известного русского философа Ивана Ильина «Аксиомы религиозной жизни». Таким образом, хлеб 145
псалма, который Господь дает алчущим, может быть понят в свете Нового Завета как хлеб надсущный.
А что есть хлеб надсущный как не правда?