Говоря об усыновлении как духовном состоянии христианина, Павел совершенно неожиданным образом продолжает традицию, связанную с притчами Самого Спасителя и укоренённую в проповеди поздних пророков. Речь идёт об описании отношений человека с Богом на примере отношений семейных, иногда супружеских, иногда сыновних. Уже Осия говорил о том, что отношения между Богом и отдельным человеком (или даже целым народом) похожи на семейные, супружеские: ведь в нормальной семье никто не опирается на закон, брачный контакт подписывается обычно на случай развода, а счастливые супруги о нём вспоминают редко.
Так же и с тем союзом, который заключил с Богом еврейский народ: если требовать у Бога положенного по закону, есть шанс не получить ничего. Слишком часто и слишком серьёзно нарушал народ законы, бывшие условием союза, чтобы теперь он мог на что-то рассчитывать. Но вот если Бог отнесётся к ним, как к своим детям, не ориентируясь на закон, а следуя лишь той любви, которой Он полон даже к грешнику, тогда, может быть, на что-то ещё и можно надеяться…
В притчах Спасителя эта «семейная» тема продолжается: в доме можно быть рабом, наёмником, сыном хозяина. И раб, и наёмник могут рассчитывать только на то, что им положено по закону, причём наёмник по закону может получить больше раба. Но зато раб при определённых условиях может быть усыновлён: речь ведь идёт о патриархальном рабстве, когда раб не очень-то отличался от младшего члена семьи.
Другого рабства евреи никогда и не знали. Раб — домочадец, наёмник — посторонний. Постороннему рассчитывать не на что, а вот у домочадца всегда есть надежда. Павел же добавляет: по закону мы все рабы, но есть Тот, Кто может помочь нам получить усыновление, если мы этого захотим и обратимся к Нему. В доме Отца усыновления иначе не получить, но, обратившись к Тому, Кого Отец посылает для освобождения Своих рабов, можно перестать быть рабом и стать сыном своего Отца. Даром. И получить в наследство Царство. Тоже даром. Не по закону, а по любви.