Говоря и думая о Боге и о духовной жизни, мы почти всегда сразу же связываем и то, и другое с религией. Но правы ли мы, думая так? Если же связь между духовной жизнью и религией действительно существует, то какова она? Спору нет: религиозный человек всегда думает о Боге и имеет Его в виду (применительно к сирийцам времён Елисея уместнее было бы говорить о богах, но сути дела это не меняет: как бы то ни было, речь идёт о тех высших силах, перед которыми человек испытывает священный трепет, являющийся основой всякой религии). Но каким видит Бога религиозное сознание?
Судя по реакции Неемана на сообщённые ему сведения о пророке, который мог его исцелить, он был, несомненно, человеком религиозным: он обнаруживает веру не только в богов (а Бог Израиля был для него, скорее всего, одним из множества богов, о которых ему было известно), но и в чудо (иначе он никогда не отправился бы в Израиль за исцелением), и даже в то, что есть особые люди, состоящие с богами в особых отношениях и обладающие поэтому особой же силой, способной исцелить от любой болезни.
Но представление Неемана об этой силе, так же, как и о богах, всё-таки очень натуралистично. Он думает, что она как-то физически связана с руками пророка, который должен прикоснуться к его язвам, чтобы исцелить их. Бог для него — не воля, не дух, а сила, энергия, словом — природа, пусть и высшая той, частью которой являемся мы, но всё же природа, к которой и приобщаются тоже по законам природы, а не в соответствии с логикой духовного воздействия. Он пытается понять, где же тот инструмент, который приводит в действие эту сверхприродную энергию, и возмущается, думая, что обманут, когда не видит его.
Возвращается для омовения он лишь по совету своего слуги, исходя из того простого соображения, что терять ему всё равно нечего, а пророк есть пророк, и бросать слов на ветер он не станет. Тогда-то, совершенно неожиданно и нелогично с точки зрения Неемана, и происходит чудо: Бог одним актом Своей воли, без всякого инструмента, исцеляет человека, который никак не мог поверить в то, что Богу не нужна волшебная палочка. Не нужна потому, что Он не волшебник, а любящий Творец, творение Которого абсолютно послушно Его любви.