Что такое взросление человека? Когда речь идёт о человеке падшем, природа которого повреждена грехопадением, под взрослением понимают обычно процесс физического становления и развития человека прежде всего. Во вторую очередь ведут речь о становлении и развитии психическом. И лишь после этого, да и то не всегда, заводят речь о становлении и развитии духовном. Причём понимают под ним обычно не духовное развитие в собственном смысле, а нечто такое, чем нередко подменяют его в падшем мире: развитие, например, интеллектуальное или эстетическое.
Между тем, духовная жизнь не имеет прямого отношения ни к интеллекту, ни к эстетическим переживаниям. Духовная жизнь — это отношения, связывающие человека с Богом и с другими людьми. А начинается она в той глубине человеческой личности, где зарождается воля и дышит дыхание жизни, которое Бог даёт каждому из нас при сотворении.
Вот это дыхание и есть основание нашей духовной жизни и единственная возможность подлинного богообщения. Ведь дыхание жизни — от Бога, оно — своего рода внутренняя теофания, Божье присутствие в нас, которое всегда с нами. И если бы не грехопадение, мы осознавали бы это присутствие в себе с каждым годом нашего взросления — взросление физическое и психическое сопровождалось бы взрослением духовным.
В падшем мире всё не так просто: тут человек может взрослеть физически, духовно оставаясь младенцем, и может прожить всю «сознательную» жизнь, не осознавая в себе главного, того дыхания, которое и связывает его с Богом. Но если, даже в падшем мире, человек всё же ищет подлинной осознанности и не игнорирует в себе того Божьего дара, который имеет, данного ему при рождении дыхания жизни, он в конце концов вмещает в себя Бога той мерой, которую Бог ему открывает. То же самое верно и в отношении Иисуса: ведь и Он Человек, как мы.
Именно Человек с большой буквы — не меньше, а больше любого из нас. Потому, что, в отличие от любого из нас, Его человеческая природа с самого начала была совершенно свободна от первородного греха. И потому, что Его мера духовной полноты была абсолютной с момента зачатия — это была мера абсолютной Божьей полноты, сделавшая Его богочеловеком. Но, как всякий человек, Он должен был вырасти духовно и физически, осознав в Себе Свою меру, полноту Свой собственной духовной жизни. В этом отношении Иисус не отличался от всякого другого человека. Но результаты Его духовного и физического взросления оказались уникальны — как и следовало ожидать от Мессии и от Сына Божьего.