Что означают слова Амоса о Боге, Который не делает ничего, прежде не открыв Своей тайны Своим пророкам? И что тогда можно было бы сказать, к примеру, о сотворении мира или самого человека? Как видно, пророк имеет в виду нечто, относящееся не просто к планам Божиим, а к планам, в которых участвует человек, а точнее, народ Божий.
Собственно, даже само еврейское слово, переводимое обычно на русский как «тайна», означает ещё и «тайный совет». А тогда получается, что речь идёт скорее именно о совете между Богом и Его служителями. Совете не предвечном (никакой мистики тут нет), а самом обычном, как может советоваться правитель, принимающий решение, с теми, кому он поручит его исполнять.
На первый взгляд такой совет Бога с людьми может показаться несколько странным: ведь Бог суверенен в том, что касается Его планов. Но, как видно, любовь Божия определяет меру Его власти над человеком и побуждает Бога дать человеку максимум возможной свободы. Мы, конечно, говоря о свободе, чаще всего имеем в виду неотъемлемое право падшего человека данной ему свободой злоупотребить и от Бога отвернуться.
Но это лишь аберрация нашего духовного зрения, которая вовсе не означает, что человек, сохраняющий верность Богу, оказывается Его бессловесным и бесправным рабом. Конечно, и сам Амос говорит о пророках как о рабах. Но древнему Израилю было свойственно лишь домашнее рабство, при котором рабы оказывались, по сути, на положении младших членов семьи.
Они, конечно, не обладали правом голоса на семейном совете, и в этом отношении были бесправны, но относились к ним, как к домочадцам, так же, как к собственным несовершеннолетним детям, которые тоже права голоса не имели, но в остальном были в доме вполне своими. Такая аналогия хорошо подходит для описания тех «прав», которые имеет человек на совете с Богом.
Конечно, ни о каких формальных правах в этом случае говорить не приходится, но Бог относится к Своим служителям с той же любовью, с которой относился хороший хозяин к своим домашним рабам. Могло бы, конечно, быть и иначе, и Бог мог бы относиться к ним, как к детям, как отец относится к сыновьям. Но для этого нужно было преодолеть последствия грехопадения, а до прихода в мир Христа преодолеть их было невозможно.
Однако после Его прихода и явления в мире Царства, по собственным словам Спасителя, сказанным на Тайной Вечере, рабы становятся сыновьями. Вне дома остаются лишь наёмники, наёмные работники. Но это и не удивительно: ведь они для домочадцев (как свободных, так и рабов) всегда оставались посторонними. А все, кто так или иначе был в доме своим, с приходом Христа становятся своими в полной мере, до конца.