Павел говорит о необходимости воздерживаться от суда и оценки человека. Очевидно, тут он имеет в виду то же самое, что и Сам Иисус, призывавший Своих последователей не судить ближних. Подлинные служители Христовы как раз и отличаются тем, что воздерживаются от суда и оценки своих ближних.
Речь идёт, конечно, не об оценке конкретных поступков или результатов деятельности (без такой оценки невозможно никакое взаимодействие с людьми), а об оценке именно человека. Нередко ведь оценку конкретного поступка человека или его духовного состояния мы переносим на человека как такового, считая, что он и есть то самое, чем является в данный момент.
Между тем, людям свойственно меняться, а источник всех изменений — духовное «я» человека, то самое, которое в Библии называется сердцем и которое видит до конца, до последней глубины один Бог. Поэтому только Он и может оценить человека адекватно. Мы же можем оценить адекватно лишь конкретные слова, поступки, результаты. Но и в этом случае важно не использовать такие оценки для определения места человека в своём мире, в мире своих отношений.
В конце концов, оценку каждому даёт Бог, и Ему совсем не важно, что мы думаем друг о друге — не потому, что мы и наши мнения Ему безразличны, а потому, что почти всегда наши взаимные оценки оказываются достаточно далеки от той реальности, которая открыта Ему. Поэтому-то Павел и не придаёт особого значения мнению людей о себе и о своём служении, советуя то же и другим. Но в таком случае вряд ли имеет смысл требовать от окружающих, чтобы они учитывали и наши мнения о себе. По крайней мере, когда речь идёт об оценке самого человека, а не его поступков.
Впрочем, и в случае, когда дело касается поступков, важно иметь в виду те мотивы, которые двигали человеком, а их порой бывает понять совсем не так просто. И тем более не стоит определять место человека в своём мире на основании его слов, поступков или преходящих состояний, духовных или психических. Иначе каждый человек нам неизбежно будет то нравиться, а то нет, то будет казаться близким и понятным, а то чужим и далёким, то мы будем считать его другом, а то врагом.
Между тем, по существу этот самый человек вполне может не быть ничем из того, чем он нам кажется. Конечно, его состояния, слова и поступки могут и неизбежно будут сказываться на возможности взаимодействия с ним, но такое взаимодействие — лишь функция, обусловленная ситуацией. А вот давать окончательную оценку человеку, исходя из способов и форм его функционирования, как минимум опрометчиво.
Ведь нередко люди духовно пустые оказываются чрезвычайно активными и «правильными», так, что может показаться, будто они и есть образец христианской жизни. Но зачастую такие активисты, исчерпав силы и растеряв былой энтузиазм, оказываются несостоятельны именно духовно, не имея в себе той жизни Царства, которая и придаёт смысл всякой активности. Поэтому и советует апостол не судить и не давать оценок до дня возвращения Спасителя и торжества Царства: ведь только тогда и станет ясно, кто как прошёл свой путь и кто чего стоит на самом деле.