Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме промысла Божия и исторических судеб народов. Бог говорит прямо, что возвращение народа на землю отцов станет реальным лишь тогда, когда народ Божий станет народом Божиим по существу, а не только по названию (ст. 1). Но возможным такое развитие событий становится лишь потому, что у Бога со Своим народом существуют совершенно особенные отношения, называемые на библейском языке союзом, или заветом. Потому-то и говорит Он о «вечной любви», которая связывает Его с изгнанниками (ст. 2–3). Эти отношения и делают возможным всё дальнейшее: возвращение народа, его последующее процветание на земле отцов (ст. 3–5) и даже само пришествие Мессии. Но и народ тоже меняется, ведь завет предполагает вполне определённое развитие отношений и их духовное углубление.
Выделение остатка, о котором говорили многие пророки, тоже является частью этого развития, и потому возвращается на землю отцов уже остаток, который и становится новым народом (ст. 6–9). При таком видении событий становится ясно, что речь идёт уже не о замыслах человеческих, а о планах Божиих. В истории становятся отчётливо различимы два пласта: собственно исторический и провиденциальный, связанный с осуществлением Богом Своего замысла и о Своём народе, и обо всём человечестве в целом. Само собирание рассеянного по миру народа оказывается смыслом исторического процесса и целью существования мира (ст. 8–12).
На первый взгляд, такой подход сужает историческую перспективу пророка (а для нас он сужает историческую ретроспективу). Но по сути он очень точно отражает провиденциальный смысл исторического процесса. Ведь исторический процесс, протекающий в падшем мире, оказывается во многом стихийным, и, хотя у Бога, конечно, есть Свой замысел для каждого народа (так же, как и для каждого человека), реализуется он достаточно редко, прежде всего потому, что со множеством людей, если это множество, как нередко бывает в падшем мире, превращается в безликую массу, а иногда и в толпу, реализовать его, не нарушая свободы исторического выбора конкретного народа, оказывается намного сложнее, чем реализовать замысел о конкретном человеке. Потому-то Бог, создав Себе народ, и устанавливает с ним особые отношения: иначе ни с каким народом ничего не сделаешь. Но тогда не приходится удивляться, что исторический путь именно этого народа оказывается для Бога центром всех Его планов и замыслов, касающихся судеб человечества: иначе поставленной задачи избавления человечества от греха и преображения мироздания не решить. Так судьба одного конкретного народа становится определяющей в истории человечества.