Начиная своё второе послание фессалоникийской церкви, Павел благодарит Бога за то свидетельство, которое...
Начиная своё второе послание фессалоникийской церкви, Павел благодарит Бога за то свидетельство, которое его фессалоникийские братья явили миру во время гонений, через которые им пришлось пройти (ст. 3 – 5). При этом апостол особо подчёркивает, что наказания гонителям и воздаяния гонимым приходится ожидать лишь в конце времён, в день Суда (ст. 6 – 10). На первый взгляд, такое «отложенное правосудие» выглядит неким попустительством Бога Своим врагам: ведь тем самым им предоставляется некая, хотя и ограниченная, но всё же довольно широкая свобода действий. С точки зрения нашего, ещё не преображённого мира более логичной кажется ситуация, когда грешник получает наказание за свой грех как можно скорее, желательно сразу же после того, как грех совершён.
Но такое правосудие имело бы смысл лишь в том случае, если бы план Божий сводился лишь к поддержанию в мире статус-кво. У Бога же, как видно, совершенно иной замысел: он хочет преобразить и обновить мир, а не просто усовершенствовать его. Ничего удивительного здесь нет: ведь Бог хочет видеть наш мир частью Своего Царства, а тут никакое усовершенствование ничего кардинально не изменит, тут необходимо полное преображение самой природы мироздания, тех законов, которые определяют его бытие, включая и человеческую жизнь. И Бог, посылая в мир Своего Сына, бросает все силы на решение именно этой, главной задачи, временно откладывая все остальные: ведь они всё равно неразрешимы до конца в рамках существующего порядка вещей; когда же после преображения мира он кардинально изменится, одни проблемы просто исчезнут, потеряв свою актуальность, а другие, вероятно, смогут быть разрешены каким-то иным, совершенно пока для нас непредставимым образом. Потому-то и своих последователей Спаситель ориентирует не на «наведение порядка», которое в нашем падшем мире становится бесконечным процессом, никогда не достигающим окончательного результата, а на жизнь в Царстве и на то, чтобы Царство это как можно шире распространялось в мире.
Мир в его нынешнем состоянии неисправим, и задача состоит не в том, чтобы предпринимать всё новые и новые попытки совершить невозможное, а в том, чтобы предложить альтернативу существующему порядку вещей, альтернативу настолько кардинальную, насколько кардинальным оказывается различие между законами Царства и законами ещё не преображённого мира. И если христианину удаётся оставаться свидетелем Царства даже вопреки той несправедливости, которой он подвергается за своё свидетельство, можно считать, что он выполнил главную задачу, порученную ему Богом в этом мире.