В открывшейся Иоанну у Престола картине мировой истории присутствует некоторая нелинейность описания, то отсутствие...
В открывшейся Иоанну у Престола картине мировой истории присутствует некоторая нелинейность описания, то отсутствие хронологической перспективы, которое так хорошо передаёт отсутствие перспективы линейной в традициях восточной иконографии. События евангельской истории, земной биографии Спасителя здесь переплетаются с событиями духовного мира, которые для большинства людей остаются скрытыми за завесой исторических событий. О бегстве Святого семейства в Египет говорится дважды (ст. 6, 14 – 16), в первый раз в связи с рождением Мессии (ст. 4 – 5), а во второй — в контексте поражения сатаны и его низвержения на землю (ст. 9 – 13). На первый взгляд, в видении перемешиваются эпизоды двух различных духовных событий: отпадения и первого поражения того, кто после падения стал называться сатаной (ст. 4), и его второго поражения, о котором свидетельствовал Сам Иисус ещё во время Своего земного служения (ст. 7 – 9; ср. Лк. 10 : 18).
Как видно, это второе поражение означает уже торжество Царства, которое, однако, ещё не является полным: дьяволу нет места «на небесах», пребывающие в Царстве уже не в его власти, но «на земле и на море», в мире, ещё не затронутом преображающей силой Царства, он имеет определённую власть, которой, разумеется, пользуется, что называется, «по полной» (ст. 10 – 12). Между тем, в духовном смысле оба эти события оказываются тесно связаны между собой. В самом деле, первое поражение сатаны, сделавшее возможным сотворение мира таким, каким мы его знаем сегодня, было бы сведено на нет, если бы не приход Христа и не Его победа над силами тьмы. То первое поражение дьявола, которое сделало возможным сотворение человека, было лишь выигранным сражением; крестная смерть и воскресение Спасителя означало выигранную войну, и, хотя до Его возвращения во славе и окончательного торжества Царства войну ещё нельзя считать оконченной, ход её уже определён.
Последняя битва ещё впереди, но решающее сражение сатана проиграл. Как видно, именно поэтому оба поражения сатаны открываются Иоанну как события, связанные с рождением Мессии, с Его земным служением, смертью и воскресением. Мировая история не только оказывается историей духовной войны, она оказывается лишь частью того процесса, который начался задолго до её собственного начала, и который отнюдь не закончится с её завершением.