Говоря о земле, в которую предстоит войти народу, Моисей упоминает языческие алтари, подлежащие полному разрушению и уничтожению. Речь идёт об алтарях в первую очередь, а не о самих язычниках: ведь именно языческие культы представляли собой главную духовную проблему для народа...
Говоря о земле, в которую предстоит войти народу, Моисей упоминает языческие алтари, подлежащие полному разрушению и уничтожению. Речь идёт об алтарях в первую очередь, а не о самих язычниках: ведь именно языческие культы представляли собой главную духовную проблему для народа. Одно, впрочем, было неотделимо от другого: в те времена в тех местах у каждого города и у каждого племени были свои алтари, без которых жизнь города или племени была немыслима, так, что уничтожить алтарь можно было только вместе с теми, кому он принадлежал.
У людей, впрочем, и тут оставался выбор: сражаться до конца или бежать, уйти в поисках нового места, где можно было бы поселиться. Народу же предстояла кропотливая духовная работа, связанная с овладением навыком следования Торе. Речь идёт об упомянутых в тексте заповедях, законах и судебных определениях, которые надо было соблюдать (в Синодальном переводе законы названы «постановлениями», а судебные определения — «законами»).
Тут описана логика следования Торе, соблюдения заповедей Декалога в повседневной жизни. В самом деле: что означает судебное определение, как оно появляется? Судья, судящий по законам Торы, должен прежде всего дать оценку ситуации и действиям в ней конкретных людей, оценить всё это на соответствие заповедям и существующим законам. Оценивается, разумеется, не человек, а именно конкретный поступок — человека может судить лишь Бог. Оценив и взвесив всё, судья должен принять решение относительно поступков каждого, кого он судит: соответствуют ли они заповедям Декалога и Торе в целом, или нет.
Однако в таком же точно положении оказывается и каждый человек по отношению к самому себе. Всякий желающий следовать Торе точно так же оценивает ситуации, в которых оказывается, и собственные поступки на соответствие заповедям Декалога, имея при этом в виду законы Торы как своего рода прецедентную базу — ведь все они появились как результат опыта следования (или, вернее, не-следования) всё тем же заповедям.
Каждый оказывается судьёй своих поступков перед Богом — и если при встрече человека с Богом лицом к лицу Бог подтверждает правильность этого суда, человек оказывается перед Ним оправдан. Вот такому Божьему суду, Божьей оценке каждой ситуации, каждого сделанного выбора, каждого принятого решения и каждого совершённого поступка и предстояло народу научиться. Разумеется, не каждый был готов к этой работе, да не каждый и хотел ею заниматься, но тут уже был выбор конкретного человека, путь же был открыт каждому.