Сегодняшнее чтение представляет собой не что иное, как древнее пророчество, произнесённое неизвестным пророком в адрес каждого из двенадцати еврейских племён и вложенное традицией в уста самого Иакова. Конечно, в принципе нельзя исключать, что пророчество это действительно был произнесено самим Иаковом. Однако надо заметить, что Библия рисует нам образ Иакова скорее как человека, наделённого даром пророческих сновидений, чем пророка в традиционном для тех времён смысле слова, на которого Иаков всё же был не очень похож. Впрочем, иногда пророческий дар проявлялся и у таких людей, от которых этого никто не ожидал. Как бы то ни было, очевидно одно: историческая судьба каждого из двенадцати еврейских племён предсказана здесь как нечто непреложное и заранее Богом запланированное. И тогда встаёт вопрос: а насколько вообще запланированы заранее все исторические события и повороты? И какова в таком случае роль человека в истории? Вопрос не праздный: ведь мера свободы в данном случае, как и в любом другом, определяет меру ответственности. Нельзя требовать от человека ответственности за то, что не в его власти. Между тем, даже то пророчество, которое мы находим в сегодняшнем отрывке, касающееся, разумеется, не всего человечества, а одного лишь народа Божия, уже заставляет предположить, что с предопределённостью всё не так однозначно. Конечно, роль каждого из двенадцати колен расписана здесь достаточно жёстко. Но при этом мы нередко видим и указания на те племенные особенности, которые обусловливают выбор Богом того или иного места в жизни и истории народа Божия для соответствующего племени. Нельзя ставить во главе народа того, кто не в состоянии сдержать свою ярость (ст. 5 – 6); не стоит оставлять власть тому, кто не владеет собой и не может соблюсти элементарные нравственные нормы (ст. 3 – 4). Учитываются и определённые племенные особенности и склонности: кому-то в удел достаётся море (ст. 13), кому-то — плодородные земли (ст. 20), а кому-то придётся много воевать (ст. 19). Каждому своё, и едва ли одни в данном случае захотели бы поменяться местами и занятиями с другими. Но если так, то роль и место каждого племени определяется не одним решением Божьим; решение это, как видно, принимается с учётом того, каким стало то или иное племя в глазах Божьих. А это, естественно, зависит уже не только от Бога, но и от человека.