Пророчество Иакова, включённое в рассказ, который библеисты называют новеллой об Иосифе, произошло уже после его написания, во время окончательной редактуры текста Пятикнижия. Случайно ли это? Вряд ли: редактура ведь делалась автором, у которого было своё видение всех тех текстов, с которыми он работал, и чёткий замысел всей композиции в целом. Если он включает в текст рассказа древнее пророчество, то делает это не случайно. Оно — напутствие только ещё рождающемуся народу Божию, напутствие основателя союза двенадцати племён, завершающего свой земной путь.
Напутствие, в котором есть и провидение судьбы каждого. Впрочем, тут не просто провидение, какое встречается иногда у людей, воспринимающих картины будущей реальности. Тут всякий раз очевидным образом просматривается связь между теми или иными свойствами или склонностями кого-то из детей Иакова и судьбой их потомков. Библия ведь не знает понятия рока, судьбы, фатума. Фатализму у Бога места нет. Будущее человека и его потомков определяется тем выбором, который делает этот человек здесь и теперь.
Выбор и поступки формируют привычки, привычки задают те или иные основные черты характера, а характер определяет жизненный путь не только самого человека — многие черты характера и связанные с ними психологические особенности переходят даже по наследству, так, что и потомкам придётся столкнуться с результатами тех решений, которые принимали предки, и с плодами их поступков. В народе Божьем же есть ещё и такой фактор, как прямое Божье вмешательство в события.
Бог, конечно, может вмешаться в них где угодно и когда угодно, но история народа Божия — история особая, она направляется Богом в большей степени, чем история любого другого народа. Так и определяется исторический путь народа Божия — через Божью работу с конкретными людьми и с целыми сообществами, со всеми их особенностями, со всеми последствиями всего когда-то сделанного, решённого или оставшегося нерешённым. Человеку же, Бога не знающему, всё это кажется судьбой — неизбежной и неотвратимой. Тут уж каждому своё: кому судьба, кому воля Божья.