Павел напоминает нам, что христианская жизнь — путь, который предполагает движение вперёд, а не топтание на месте. Он достаточно жёстко осуждает тот духовный инфантилизм, который, судя по всему, начал распространяться в это время в христианской среде.
Возможно, такому распространению способствовала критическая ситуация, сложившаяся после катастрофы 70 г. — тут действительно можно было растеряться, и не приходится удивляться, что на время многие оказались духовно дезориентированы, беспомощно озираясь по сторонам и хватаясь порой за самые причудливые взгляды и концепции. Такую реакцию, конечно, тоже нельзя считать вполне нормальной, особенно когда речь идёт о людях духовно зрелых, но психологически она всё же понятна и не должна вызывать удивления.
Однако в нормальном случае духовно зрелый человек обычно достаточно быстро приходит в себя и скоро оказывается уже вполне в состоянии адекватно оценить и обстановку в целом, и своё в ней место. Если же такого не происходит, это означает одно из двух: или речь идёт о людях, только вступивших на путь, или надо говорить о серьёзном духовном срыве, когда люди, вполне способные действовать адекватно, отказываются от такого действия или из страха, или от нежелания прилагать соответствующие духовные усилия.
В таком случае, однако, помочь человеку очень сложно: тут ведь не неспособность или неумение, а нежелание, от которого человек не избавится, пока сам этого не захочет. Иногда такие люди начинают своего рода «игру в малышей»: просят снова и снова объяснять им то, что, в сущности, они и так уже знают, находя всё новые и новые «уточняющие» вопросы, которые на самом деле ничего не уточняют, а лишь позволяют спрашивающему тянуть время, откладывая принятие решения.
Когда речь идёт о духовной жизни, зачастую они говорят о желании «начать всё сначала», «обновить свою жизнь», а христиане нередко даже высказывают желание креститься вторично. Между тем, на деле за всем этим зачастую стоит нежелание нести ответственность за ситуацию и за собственные поступки, совершённые прежде. Такие игры в «духовное обновление» и духовный инфантилизм вообще — дело совершенно бесперспективное, о чём автор послания прямо и говорит своим читателям.