В обращении к пергамской церкви вновь упоминается учение николаитов, которое Иисус приравнивает к защите разврата и идолопоклонства. Как видно, следование этому учению могло обессмыслить даже подвиг исповедничества и мученичества, примеры которого пергамской церкви были известны. О николаитах и их учении сегодня известно немного. Судя по немногим дошедшим до нас свидетельствам, приходится думать, что его сторонники (судя по названию, последователи некоего «учителя» по имени Николай, о котором не сохранилось никаких сведений, кроме его имени) пытались утвердить за христианами некое своеобразное «право на грех». По-видимому, они считали, что грех, как зло неизбежное, не подлежит осуждению так же, как не подлежит ему зло естественное, наподобие стихийных бедствий. Более того: исходя из веры в то, что Своей крестной смертью Спаситель искупил все грехи, они, вероятно, считали, что теперь грех перестал быть помехой в духовной жизни: ведь он больше не имеет власти над человеком, а значит, думали, вероятно, николаиты, теперь можно грешить спокойно, будучи уверенным, что последствия совершённого греха расхлёбывать не придётся.
На практике такая позиция вела к оправданию греха, которое возводилось в принцип. Разумеется, при таком подходе духовная жизнь полностью деградировала и извращалась: разница между грехом и праведностью исчезала, а вместе с тем теряла смысл и Тора, и само понятие пути праведности, как пути в Царство. Конечно, грешить так или иначе приходится каждому, безгрешных людей на свете нет. Но следование Торе предполагает раскаяние в совершаемом грехе, а путь, предлагаемый николаитами, предполагал его оправдание, которое, в отличие от раскаяния и последующего обращения, никакой духовной работы не требовало, а требовало лишь особого рода интеллектуальной изворотливости, необходимой для того, чтобы обосновать неизбежность греха и бессмысленность любых усилий ему противостоять. Неудивительно, что Иисус призывает пергамскую церковь к новому обращению: ведь оправдание греха, распространяемое в церковной среде, способно духовно убить любую общину. И лишь полный отказ от попыток такого оправдания открывает идущим дорогу в Царство.