Победа сил света над силами тьмы описана в Книге Откровения, как торжество над Вавилоном и освобождение...
Победа сил света над силами тьмы описана в Книге Откровения, как торжество над Вавилоном и освобождение народа Божия от его власти (ст. 1 – 2). Освобождение это описано в духе и стиле пророков послепленной эпохи, как исход народа из Вавилона (ст. 4 – 5). Однако в Книге Откровения появляются новые смысловые акценты, которых не было у пророков. И дело не только в идее суда над Вавилоном, ставшим символом всего худшего, что породила падшая цивилизация (ст. 6 – 10): ведь и пророки воспринимали разгром Вавилонии персами, как суд Божий над Вавилоном за всё, что его правители сделали с народом Божиим. Не случайно в Вавилоне Книги Откровения оказывается немало крови праведников и свидетелей Божиих (ст. 24), что в конечном итоге становится причиной его гибели (ст. 20 – 23). Но здесь исход народа из Вавилона оказывается не просто освобождением, но и средством избежать того наказания, которое обрушивается на противостоящий Богу город (ст. 4).
С одной стороны, в призыве к исходу можно увидеть напоминание верным о том, что в известных ситуациях даже просто оставаться внутри общества, погрязшего во зле и в грехе, означает в этом грехе участвовать, а значит, делить с обществом и все последствия совершаемого. Но есть и другая сторона проблемы: сама судьба падшей цивилизации определяется её терпимостью по отношению к Царству и к свидетелям Божиим.
Конечно, ни одно земное общество и ни одно государство никогда в своей истории не принимало их с распростёртыми объятиями, но интенсивность противостояния могла быть различной, от благожелательного нейтралитета до открытых гонений. А в конце времён, как видно, верным уже вообще не находится места в обществе, которое полностью их отторгает. Однако в таком случае само существование этого общества теряет всякий смысл, как и существование мира в его прежнем состоянии: ведь его существование, так же, как и существование цивилизации на всём протяжении её истории, обусловлено тем союзом-заветом, который Бог заключил после потопа с Ноем, пообещав ему, что катастрофа более не повторится (Быт. 9 : 8 – 17). Ной стал собирательным образом всех праведников всех времён и народов, и именно союз, заключённый Богом с ними, стал основой того относительного благополучия падшего человечества, которым оно так дорожит.
Ситуация, при которой праведникам больше не находится места в обществе, означает фактический разрыв этого союза, а учитывая, что речь идёт о конце земной истории, его приходится считать окончательным: времени на исправление ситуации у человечества уже не остаётся. И тогда Бог выводит и спасает Своих свидетелей, оставляя отвергшее их человечество его собственной судьбе. Конечно, подавляющее большинство тех, кому пришлось стать свидетелями описываемых событий, не понимают, что происходит. Они видят лишь гибель того порядка вещей, который позволял им жить привычной им жизнью, и горько сожалеют по поводу происходящего (ст. 11 – 19). Но никакие сожаления, разумеется, не могут ничего изменить: ведь человечество лишь пожинает плоды собственного выбора, от последствий которого ему некуда деться.