Прежде завершение земной истории открывалось Иоанну таким, каким его увидят живущие на земле, для которых оно...
Прежде завершение земной истории открывалось Иоанну таким, каким его увидят живущие на земле, для которых оно оборачивается, в первую очередь, катастрофой, вселенским катаклизмом, разрушающим привычный им порядок вещей. Конечно, некоторым духовный смысл происходящих событий должен будет быть ясен и при взгляде с земли, но таких, судя по Книге откровения, окажется немного. Теперь же ситуация открывается апостолу так, как видят её пребывающие у Престола. При взгляде отсюда о духовном смысле происходящего уже не нужно догадываться, он становится виден непосредственно. И тогда Иоанну открывается величественная картина той последней великой духовной битвы, которую предчувствовали пророки. Церковь в этой битве возглавляет Сам Спаситель, что и неудивительно: ведь от её исхода зависит торжество того Царства, которое Он принёс в мир (ст. 11 – 16). Он — воплощённое Слово, образ «живой Торы», Его меч — не на бедре, где носят меч земные воины, полагающиеся на земную силу, а в устах, которые являются главным оружием свидетеля Божия.
Такой меч становится символом духовной силы, которая теперь, в конце времён, оказывается более действенной, чем любая сила нашего мира: ведь и сама природа меняется, она становится полностью, до конца послушной всякому духовному воздействию, так, что теперь духовное действие становится таким же эффективным способом влиять на природные процессы, каким прежде было действие физическое. Неудивительно, что от такой перемены меняется и само устройство мироздания. Прежде наш мир был местом противостояния Царства с силами тьмы. Он, разумеется, не был злом сам по себе, как не было и не могло быть злом самим по себе ничто из сотворённого Богом. Но он, по евангельскому выражению, «лежал во зле», злом и грехом, как ядом, были пронизаны все его поры, и Царство, входя в мир, должно было этому злу противостоять, обезвреживая яд. А силы тьмы, напротив, старались сохранить существовавшее положение вещей, которое было им выгодно: ведь мир, пронизанный злом, «работал» на них, само его существование в таком качестве было их победой, а преображение мира стало их поражением.
Теперь, после преображения, злу в мире не осталось места; мир стал частью Царства, а кроме него осталась лишь та «внешняя тьма», которую упоминает Спаситель в Своих притчах (Мф. 8 : 12, 22 : 13, 25 : 30). Иоанну она открывается как «озеро огненное, горящее серой» (ст. 20), куда после последней битвы (ст. 17 – 19) попадают «зверь из земли» и лжепророк (ст. 20). Судьба рядовых её участников, «убитых мечом Сидящего на коне» (ст. 21), как видно, ещё не определена, она решится позже. Что же касается главных действующих лиц, то они сделали свой окончательный выбор, и теперь пожинают его плоды.