Когда мы говорим об Иисусе Христе как о богочеловеке, мы нередко подразумеваем под этим нечто абстрактно-богословское. Что-такое, о чём говорили на Вселенских соборах, толкуя о двух природах или о...
Когда мы говорим об Иисусе Христе как о богочеловеке, мы нередко подразумеваем под этим нечто абстрактно-богословское. Что-такое, о чём говорили на Вселенских соборах, толкуя о двух природах или о двух волях во Христе. Между тем перед нами живая Личность, реальный Человек, который смотрит на мир так, как смотрит на него всякий человек.
Бог есть Бог, Он всегда равен Себе, Он всегда осознает и знает всё в полноте собственного существования. Знает Он и то, что говорили, скажут или могли бы сказать о Нём все богословы всех времён, народов и конфессий. Для Иисуса не могло быть ничего нового в том, что Он слышал от тех, с кем общался в Иерусалиме во время того знаменательного Песаха.
Он, оставаясь Человеком, был там, где избрал Себе место Его Отец — и полнота Отца была в Нём, потому, что полнота Отца явлена в Нём как в Сыне. По-человечески же Он вполне Человек — и общается с другими, как общаются люди между собой. Он может узнать о собеседнике всё, но узнаёт ровно столько, сколько Отец хочет Ему открыть. Он един с Отцом и может узнать всё обо всех и обо всём, может сделать это Божье знание также и Своим человеческим, но Он делает это ровно в той мере, в какой этого хочет Отец.
Он может узнать о мире всё — но в каждый момент времени узнаёт о нём по-человечески ровно столько, сколько Отец Ему открывает, при том, что как Бог Он знает о нём столько же, сколько знает Отец. Так Он и общается с учителями Торы в храмовых портиках. Они удивляются: перед ними подросток, ещё нигде не учившийся богословию. Откуда он может знать то, что знает? Иисус же открывает им ровно столько из Своего божественного знания, сколько велит Ему открыть Отец. Зачем? Для чего?
Почему вообще возникла нужда в этом проявлении свойственного Иисусу Божьего всеведения? Вряд ли мы узнаем ответ: тут очевидный замысел Отца, смысл которого мы если и поймём, то, скорее всего, лишь после возвращения Спасителя во славе. Ясно одно: Божье всеведение явилось тут через посредство человеческой природы Иисуса. Явилось как намёк тем, кто в состоянии уловить смысл намёка. Всё земное служение Спасителя было ещё впереди, до него оставалось ещё немало времени. И всё же кто-то мог уже задуматься над тем, Кто этот необычный подросток и откуда Он знает то, что знает.