Пророчество Симеона оказалось для Иосифа и Марии неожиданным. Они удивляются. Это может показаться странным: ведь оба они знали о той благой вести, которую ещё до рождения Иисуса возвестил Марии Божий вестник. И всё же они удивлены. Почему? Наверное, тут проявляет себя природа падшего человека. Особенности человеческой памяти. И человеческого восприятия тоже. В самом деле: функционирование памяти, как и всей человеческой природы, физической и психической, определяется духовным состоянием человека. А вопрос духовного состояния — это вопрос того, что преобладает в том потоке человеческой жизни, который Библия называет душой, а современный философ, наверное, назвал бы экзистенцией.
В соответствии с Божьим замыслом жизнь человеческой души должна была определяться тем дыханием жизни, которое Бог дал человеку при сотворении. Божьим дыханием. Но у падшего человека, по свидетельству Библии, душа «в крови». Так же, как у животных. И качество её определяется, как и у животных, природой, а не духом. А ведь память — одна из способностей души. Одна из функций психической природы человека.
Человек в состоянии запомнить лишь то, что хоть сколько-нибудь сродни его собственной жизни. И чем больше сродни, тем лучше, полнее, глубже запоминает человек то или иное событие. Тем дольше и отчётливее его помнит. Тем реальнее оказывается для него само событие. И наоборот, то, что затрагивает жизнь человека лишь отчасти, то, что для него не сродни, то, что, будучи само по себе прекрасным, удивительным и совершенно необычайным, всё же явно превышает обычный духовный уровень его жизни, останется в человеческой памяти как нечто не вполне реальное.
Как что-то такое, что вспоминается, как прекрасный сон, но всё же скорее как сон, чем как реальность. И даже если повседневная жизнь постоянно напоминает, что кажущийся сон сном вовсе не был, всё же острота восприятия почти неизбежно притупляется. И тогда всё становится обыденным. И приходит в голову мысль: а может, всё совсем не так? Может, ничего особенного и не произошло? И ничего необычного впереди не будет?
Конечно, ни Иосиф, ни Мария не могли забыть того, что им было сказано об Иисусе. Наверное, они ожидали чего-то необычного. И всё же происходящее становится для них ожидаемой неожиданностью. Всё ведь зависит от способа восприятия. От того, что преобладает во взгляде: дух или природа. Если природа, то само Царство становится ожидаемой неожиданностью. Но это не главное. Главное — как откликнется человек на ожидаемую неожиданность. Примет ли то, что входит в его жизнь, или отвергнет. Сделает ли шаг в Царство, пусть даже удивляясь и недоумевая, или останется вовне.