Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к вопросу о Царстве и о покаянии. Ситуация знакомая: с одной стороны...
Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к вопросу о Царстве и о покаянии. Ситуация знакомая: с одной стороны фарисей, человек религиозный, добропорядочный и уверенный в своей праведности (ст. 36), а с другой — женщина, прекрасно знающая о своей греховности, омывающая ноги Иисусу (ст. 37–38). И две логики оценки ситуации.
Фарисей, как человек религиозный, понимает, что общение с грешником оскверняет. И речь здесь идёт не о какой-то моральной брезгливости, а об общепринятом в те времена представлении, что грех подобен заразной болезни: грешник оскверняет не только себя, но и всех, с кем он соприкасается. Конечно, сделать другого грешником не может никто, человек может стать таковым, лишь согрешив сам, но осквернить другого грешник может, ведь на скверну смотрели тогда как на своего рода метафизическую заразу, которая сама по себе грехом не является, но богообщению мешает. А потому общение с грешником, от которого можно было такую заразу подхватить, тоже считалось грехом. И фарисей совершенно уверен, что, если бы только Иисус знал, с кем имеет дело, Он просто запретил бы женщине прикасаться к Себе (ст. 39).
Но Иисус смотрит на ситуацию совершенно иначе. Для Него важен не грех сам по себе, а отношение грешника к ближнему. Ведь мы даже не знаем точно, кем именно упомянутая в рассказе женщина считала Иисуса: в тексте об этом ничего не сказано. Но она, очевидно, понимала: если Его принимают в доме уважаемого человека, значит, Он и Сам уважаемый человек и авторитетный учитель.
Она, зная о своих грехах, не смела претендовать на многое; в сущности, она сделала то, что делал обычно специальный домашний раб, встречающий особо почётных гостей, если, конечно, такой раб был в доме. Но у Симона, как видно, такого раба не было, а сам он не сделал для своего гостя ничего подобного (ст. 44–46). И оказалось, что её отношения с Иисусом стали вполне реальными и очень конкретными, чего никак нельзя сказать о фарисее Симоне. Но если есть отношения с Иисусом, значит, есть и возможность войти в Царство. Казалось бы, такие отношения должны были быть и у Симона, который сидел с Иисусом за одним столом.
Симон, как видно, был уверен в том, что ему, как человеку религиозному и благочестивому, Царство и без того гарантировано. Ведь религиозное сознание оценивает человека исходя из его качеств. Для человека религиозного весь мир делится на «хороших» и «плохих», как, впрочем, и для любого другого. Различие лишь в критериях: у людей религиозных свои оценки, нередко отличающиеся от общепринятых. А для Царства, как видно, важно другое: любит человек своего ближнего или нет. И неудивительно: ведь любовь, о которой говорит Библия, — не эмоция и не состояние, это отношение, в основе которого лежит, прежде всего, воля — воля к добру, направленная на того, кого любишь. А если человек умеет любить, он полюбит и Иисуса, когда встретит Его. Даже несмотря на собственную греховность. И тогда его грехи останутся в прошлом, а ему самому откроется путь в Царство.