Сегодняшнее чтение посвящено центральной теме проповеди пророка Осии — теме милосердия, верности и богопознания (ст. 1). Выражение «милость и истина» как устойчивое для обозначения богопознания ввёл в употребление именно Осия, и оно закрепилось настолько прочно, что не исчезло даже столетия спустя, в евангельскую эпоху. Но для понимания того, о чём говорит Осия, важно помнить, что речь идёт не о милости и истине, а о милосердии и о верности.
Конечно, понятия милости и милосердия во многом близки друг другу, но еврейское слово, употреблённое здесь пророком, обозначало, кроме всего прочего, ещё и готовность сделать для того, к кому проявляешь милосердие, больше, чем обязывает закон или договорные обязательства. Именно так действует Бог по отношению к Своему народу: Он делает для народа больше, чем народ заслуживает. Но в таком случае и от народа требуется то же: Бог ожидает, что отношения с Ним Его народ будет выстраивать без оглядки на какие бы то ни было расчёты.
В те времена на богоизбранность многие смотрели как на нечто, дающее некие особые права перед Богом. Осия же, говоря о милосердии, напоминал о том, что в отношениях с Богом речь не может идти ни о каких правах, разговор о них в этом случае так же неуместен, как неуместен он тогда, когда речь идёт об отношениях между близкими людьми. И лишь при таких отношениях еврейский народ может действительно стать народом Божиим. Но они невозможны без той верности, о которой говорит пророк. Иногда в различных переводах, включая русский, её предпочитают называть верой, но в еврейской Библии эти понятия обозначаются одним словом. Речь идёт и о верности как таковой, и о доверии к тому, кому обещана верность. Иначе и быть не может: ведь без полного доверия к Богу отношения, определяемые пророком как милосердие, невозможны в принципе. С тем, кому не доверяешь, все детали взаимных обязательств, наоборот, приходится тщательнейшим образом обговаривать и закреплять соответствующим договором с тем, чтобы впоследствии не возникало необоснованных претензий.
Но с Богом так нельзя, Его не узнаешь до тех пор, пока не доверишься Ему целиком и полностью. И потому богопознание у Осии неотделимо от милосердия и верности. А от них неотделима и Тора (Закон) (ст. 6): ведь она была дана Богом Своему народу не для того, чтобы укорять и обличать других, она описывает путь, дающий возможность найти Его и следовать за Ним. Столетия спустя эту истину подтвердит Сам Иисус, сказав, что главное в Торе (Законе) — «милость и вера» (Мф 23:23), то есть милосердие и верность.