Третья глава Книги Иисуса Навина достаточно очевидно свидетельствует, что когда-то она входила в состав той композиции, которую библеисты называют обычно Шестикнижием, завершая собой рассказ об Исходе и об обретении народом земли, обещанной Богом ещё Аврааму и его потомкам. Здесь налицо параллель с переходом через Красное (точнее, через Тростниковое) море, о котором рассказывает Книга Исхода, а Иисус Навин показан тут как продолжатель Моисеева дела, перед которым воды Иордана Бог раздвигает так же, как когда-то перед Моисеем Он раздвинул воды Тростникового моря.
Некоторые библеисты считают текст третьей главы ритуальным, предполагая, что он связан с каким-то древним святилищем, возможно, тем самым, что было построено в память о переходе через Иордан и начале завоевания земли (впоследствии оно утратило значение религиозного центра, а его священные камни стали восприниматься лишь как старинный памятник, напоминающий о давно прошедших славных временах). Очевидно, что ритуальная процессия того рода, которая в этой главе описана, с торжественным перенесением через реку Скинии и Ковчега, была возможна лишь после завоевания: едва ли такая процессия могла быть безопасной на глазах у противника.
В данном случае, впрочем, это неважно: священнописатель ведь создаёт не просто историю, а историю священную. Начиная историю завоевания с описания древнего обряда, включая в свой рассказ ритуальный текст, автор хочет сказать, что перед нами не просто кочевники, вторгшиеся на чужую территорию, которую они хотят завоевать, перед нами — народ Божий, идущий в землю, обещанную ему Богом. Конечно, Бог не сторонник войны, в этом смысле «священных» войн не бывает, но Богу надо проложить путь своему народу — если понадобится, и через войну тоже. Война Божьим делом не бывает, а вот путь сквозь войну и через неё к цели — может быть, если другого пути нет.