Книга Иисуса Навина завершается описанием обновления союза-завета и кодификации нового варианта Торы в Шхеме (Сихеме). Тут, где когда-то жил Авраам, было самое подходящее место для этого...
Книга Иисуса Навина завершается описанием обновления союза-завета и кодификации нового варианта Торы в Шхеме (Сихеме). Тут, где когда-то жил Авраам, было самое подходящее место для этого. Народ вновь клянётся, что будет служить одному Яхве и никогда не обратится ни к каким другим богам. Здесь, как когда-то на Синае, народу предлагается выбор: Иисус Навин предлагает им избрать себе или Яхве, или местных богов. Как видно, на момент начала завоевания язычество уже понемногу входило в жизнь народа, но мощный религиозный подъём, сопровождавший завоевание, воспринимавшееся как священная война, на время этот процесс прервал: судя по словам священнописателя, до ухода из жизни поколения завоевателей народ действительно оставался верен Яхве. Когда народ подтверждает свой выбор, Иисус Навин предлагает ему некую Книгу Торы Божьей — так буквально она названа в тексте. Не исключено, что речь идёт о той же самой книге, которая в исторических книгах Библии называется Книгой Торы Моше («Книга Закона Моисеева» Синодального перевода).
Большинство исследователей Библии отождествляют законы этой не дошедшей до нас книги с теми, которые находим мы сегодня в гл. 21 – 23 Книги Исхода. Сформировалось законодательство Книги Торы Моше ещё до завоевания Палестины, среди племён, осевших на землю к востоку от Иордана, а после завоевания земли, когда оседлым стало подавляющее большинство евреев, оно распространилось среди еврейских племён, расселившихся к западу от реки. Оно-то и было предложено Иисусом Навином народу и было им принято, вступив в силу. Такое утверждение представителями всех двенадцати племён нового варианта Торы и называется его, этого варианта, кодификацией. Между тем Иисус Навин сомневается в том, что народ сможет служить Яхве. Он говорит собравшимся людям: Яхве свят, а вы грешны.
Такой взгляд на ситуацию кажется слишком пессимистичным, но на самом деле тут не пессимизм, а реализм. Иисус Навин стар, он много жил и многое видел, в том числе и тот религиозный подъём, который на его памяти не раз охватывал народ, сменяясь затем неизбежным спадом. Религиозность как таковая не в состоянии сделать человека духовно устойчивым, тут нужна упорная и сознательная духовная работа, и Иисус Навин это понимает, так же, как понимает он и то, что к такой работе народ не готов.
Если так, то религиозный подъём, сопровождающий завоевание земли, неизбежно сменится спадом, и тогда язычество вновь постепенно, тихой сапой войдёт в жизнь народа. На тот момент, однако, никому, кроме уходящего в мир иной старого вождя, это не было очевидно: все, наоборот, совершенно искренне верили, что их энтузиазм никогда не кончится и перейдёт следующему поколению. Такова извечная духовная аберрация, связанная с восприятием религиозным человеком самого себя и своего духовного состояния, и уже следующее поколение докажет, что Иисус Навин был прав. Пока же на волне всеобщего религиозного энтузиазма приносятся клятвы и принимается новая Тора, с которой отныне народу предстоит жить.