Сегодняшнее чтение представляет собой гимн, выражающий духовные переживания верных при наступлении мессианского Царства, как они были открыты Исайе. И переживания эти пронизаны двумя чувствами. Одно из них — чувство освобождения, полного избавления от греха и окончательного примирения с Богом (ст. 1). От него неотделима и радость переживания реальности присутствия Божия среди Своего народа (ст. 6). Конечно, она была знакома верным и прежде, но прежде она неизбежно омрачалась греховностью, присущей каждому падшему человеку, даже праведнику.
Теперь же, после освобождения от мешавшего прежде греха, радость становится чистой и уже ничем не омрачённой. Здесь снова проявляется особенность восприятия пророком реальности Царства как мира, совершенно свободного от зла и греха. Другое же чувство связано с осознанием масштаба происходящих перемен. Традиционно и Суд, и Царство воспринимались верующими яхвистами как реалии, касающиеся исключительно народа Божия.
О язычниках в этом случае обычно просто не думали, равно, впрочем, как и о судьбах мира и человечества: кругозор яхвистской общины на протяжении довольно долгого времени был ограничен пределами Израиля, Палестины, народа Божия, иногда включая ближайших соседей, так или иначе участвовавших в еврейской истории. Здесь же мессианское Царство, как видно, включает в себя не только евреев, но и все другие народы, всех, кто готов принять Бога Израиля как своего Бога, и потому свидетельство другим народам становится главной задачей народа Божия в мессианскую эпоху (ст. 4).
Не случайно наступлению Царства предшествует возвращение народа Божия на землю отцов (Ис 11:11–12): оно становится знаком для всех народов, что мессианское Царство близко, а свидетельство о нём язычникам, очевидно, предполагает, что оно открыто и для них тоже. Так постепенно меняются представления о Царстве, становясь всё ближе к образу того Царства, о котором будет свидетельствовать Спаситель.