Слова «Бог с нами!» и «Бог с вами!» известны всякому верующему. Но что стоит за ними? Довольно часто, увы, ничего существенного. Чаще всего таким образом говорящий выражает или уверенность в том, что он прав и у него всё будет хорошо, или, наоборот, хочет сказать тому, кому говорит «Бог с вами!», что у него что-то не так...
Слова «Бог с нами!» и «Бог с вами!» известны всякому верующему. Но что стоит за ними? Довольно часто, увы, ничего существенного. Чаще всего таким образом говорящий выражает или уверенность в том, что он прав и у него всё будет хорошо, или, наоборот, хочет сказать тому, кому говорит «Бог с вами!», что у него что-то не так.
В обоих случаях речь идёт о Боге, Который, по логике говорящего, должен подтвердить правоту его собственного высказывания, касается ли оно его самого или других. А вот Гедеон смотрит на дело иначе. Для него выражение «С нами Бог» означает нечто вполне конкретное: исполнение тех обещаний, которые Бог дал отцам, которых вывел из Египта.
Он понимает то, что не всегда понимаем сегодня мы. Для него очевидно, что Бог входит в нашу жизнь не для того, чтобы смотреть на мир нашими глазами и исполнять нашу волю. Гедеон понимает, что Бог, если Он действительно рядом, будет действовать, осуществляя Свой план. И он хорошо помнит данные Богом его отцам обещания.
Вестнику Божию Гедеон задаёт простой, практический вопрос: если Бог действительно с нами, почему происходит то, что происходит? Где прежние времена, когда язычники бежали, оставляя поле боя за народом Божиим? Почему всё изменилось?
План Божий Гедеону известен. Во всяком случае, он знает, как Бог вёл его отцов из Египта в Палестину и как Палестина была завоёвана. Он уверен: это не было случайным везением, Бог привёл Свой народ в обещанную Им ещё Аврааму землю не для того, чтобы отдать его на растерзание соседним языческим племенам. И если происходит именно это, значит, Бог отвернулся от Своего народа, Его нет рядом.
И вестнику Божию он задаёт вполне естественный, с его точки зрения, вопрос: если Бог с нами, почему же Он не вмешивается, когда рушится Его план, когда посягают на Его народ? Гедеон пока ещё не знает ответа. Он ещё не знает, что тот, кто задаёт такие вопросы, должен встать на путь Божий и сам стать орудием в руках Божьих — иначе ему лучше молчать.
В неведении Гедеон останется недолго: вестник Божий очень скоро скажет ему, что именно через Него Бог собирается изменить ситуацию, сделав её такой, какой Он хочет её видеть. Но вряд ли вестник Божий появился бы перед Гедеоном, если бы Гедеон не задавал самому себе тот вопрос, который он задал явившемуся ему посланцу Божию.