Слова о необходимости ненависти способны вызвать чувство, превосходящее обычное недоумение. Толкователи, знакомые с тонкостями языка и особенностями красноречия той эпохи, объясняют нам, что здесь речь вовсе не идёт о ненависти в привычном для нас смысле, а о том, чтобы, любя свою жизнь и наших ближних, не заслонять этой любовью Подателя жизни. Это необходимо уже потому, что без Него наша любовь к дорогим для нас людям рано или поздно иссякнет.
Но и при таком понимании текста недоумение не исчезает. Неужели из слов Христа следует, что если нам не хватает сил и разумения идти по тому пути, на который Он нас позвал, то идти за Ним и не надо? Но ведь Он Сам позвал нас!
Да, Он, прекрасно зная все наши слабости и грехи, всё равно нас позвал. Но если мы пошли за ним, а пошли мы согласно собственному решению, то не следует рассчитывать, что вот сначала мы попробуем, а если окажется трудно, то уйдём в сторону. Нет, надо быть готовыми идти до конца и не сворачивать. Христос никого не отталкивает, но Он заранее предупреждает, что не должно быть иллюзий, и одна из них - преувеличение собственных сил. Наших сил не хватит, но Он даст их нам.
Христос ещё не распят, Его слушатели ещё не понимают, к чему здесь упоминание о кресте. Но, призывая каждого нести свой крест, подобно тому, как Он Сам его понесёт, Он высоко ставит нас, рядом с Собой. И если мы будем рядом с Ним, то и Он будет рядом с каждым из нас.