Как видно, цель христианской жизни для Павла — «познание истины». Такова же и воля Божья о каждом человеке: Бог не хочет ничьей гибели, Он не стремится распределить...
Как видно, цель христианской жизни для Павла — «познание истины». Такова же и воля Божья о каждом человеке: Бог не хочет ничьей гибели, Он не стремится распределить людей по неким кругам ада или райским обителям, Он лишь хочет, чтобы каждый познал истину, а значит, и сам стал живой истиной. Во времена Павла выражение «познать истину» имело вполне конкретный смысл: речь шла о богопознании, а значит, о пути Торы, вне которого никакое богопознание невозможно. Полнота же истины для человека возможна лишь тогда, когда он сам становится её воплощением, живой Торой.
Это главная задача христианина, на всё остальное размениваться не стоит, потому и советует апостол молиться о том, чтобы внешняя жизнь христиан была по возможности мирной и спокойной: ведь у того, кто увлечён внешними событиями, особенно войной или политикой, для духовной работы остаётся обычно немного времени. Однако упомянутая цель христианской жизни оставалась бы недостижимой, если бы Спаситель Сам не «выкупил» каждого, кто готов Ему довериться, как обычно образно называет это Павел.
Говоря о «выкупе» («искуплении»), апостол имеет в виду тот факт, что Мессия не просто принёс в мир Царство, но и сделал возможным каждому ищущему войти в него, невзирая на то, что мог натворить человек в своей прежней жизни. В самом деле: сознательно совершённый грех (а точнее, его последствия) берут человека в плен, из которого грешный человек сам освободиться не может. И дело тут не в том, что кто-то его удерживает специально, а в том, что сама испорченная грехопадением природа обессиливает его, не давая возможности жить полноценной духовной жизнью.
В частности, это проявляется и в том, что человек становится, как обычно говорят в таких случаях, «рабом обстоятельств». Если быть более точным, надо говорить о тех причинно-следственных цепочках, которые порождает сам человек своими греховными поступками и которые затем полностью определяют его дальнейшее существование. В индусской и в буддийской традиции такую зависимость человека называли обычно кармической, а соответствующие закономерности — законом кармы, но о них знали все и всегда, даже если называли их иначе.
Вот от этой зависимости и освобождает Иисус человека, занимая его место в созданной его грехами цепи причин и следствий, а соответственно, и беря на себя последствия совершённых человеком грехов. При одном, правда, обязательном условии: сам человек раскаивается в совершённом грехе и полностью от него отказывается. Тогда с последствиями содеянного предстоит иметь дело уже не ему, а его Спасителю, Который как бы выкупает его из того рабства греху, в котором человек оказался. И вот тогда человеку открывается возможность стать живой Торой и войти в Царство: ведь теперь власть греха и того зла, в котором лежит мир, перестаёт быть над ним абсолютной. А значит, появляется возможность освобождения от пут мирового зла. И для спасения тоже.