Библия-Центр
РУ

Новость дня на 29 Ноября 2023

Слова Спасителя об ответственности за своё и чужое могут на первый взгляд показаться странными: всем ведь известно, что к своему человек всегда относится ответственнее, чем к чужому, идёт ли речь об имуществе или о чём бы то ни было другом. Но так кажется именно лишь на первый взгляд, если не задумываться о том, что такое вообще ответственное отношение к чему бы то ни было, будь оно своё или чужое.

Что такое, в самом деле, ответственность? Откуда она берётся? Настоящая ответственность невозможна без свободно и осознанно сделанного выбора, когда человек духовно самоопределяется относительно собственной жизни. Ответственность — обратная сторона реализованной человеком свободы выбора.

Но чтобы выбор в конкретной ситуации был действительно свободным, вся жизнь человека должна быть осознанной. Человек для этого должен осознавать каждое своё желание и стремление, каждую интенцию, обращённую к кому-то или на что-то. Если ничего подобного нет, то и осознанного желания в жизни человека не будет. Но ведь, казалось бы, все чего-то желают, и большинство — весьма даже сильно, а вот осознают себя и свою жизнь, увы, совсем немногие. Что же тогда думать о желаниях большинства? Как видно, осознанными их назвать вряд ли возможно.

Но такие желания вряд ли можно считать желаниями в собственном смысле слова: ведь настоящее желание — всегда духовно, это волевой акт, в котором человек отдаёт себе отчёт полностью и до конца. А неосознанное желание — всего лишь страсть, эмоция, аффект, сила, захватившая человека, которую он не может ни осознать, ни контролировать. И когда она охватывает человека, то, к чему он страстно стремится, кажется ему безусловно своим, абсолютно необходимым и даже абсолютно от него самого неотделимым.

Человек не мыслит себя без «своего» — не потому, что понял и осознал, какое место в его жизни должен занять предмет его желаний, а потому, что слился с ним до почти полной неразличимости и уж точно до совершенной неразделимости. Отнять у человека такое «своё» — всё равно, что отрезать у него руку или ногу, или даже ещё хуже — часть души. В таком вот случае чаще всего и говорят «оторвал от сердца».

Вот только ни о какой ответственности в таком случае, конечно, говорить не приходится: какая может быть ответственность там, где охваченный желанием заполучить или удержать «своё» человек даже не владеет собой? А вот с чужим, с тем, что «не своё», ничего такого не может быть по определению. Чтобы ответственно относиться к тому, что не является объектом собственной страсти, что тебе безразлично, нужна именно настоящая ответственность.

И если она есть, человек сумеет, во-первых, отличить своё от того, что ему только кажется таковым, и, во-вторых, относиться к своему так же осознанно и ответственно, как и ко всему, что ему поручено. Оно и неудивительно: ведь человек, живущий осознанно, не может не понимать, что и своё ему лишь поручено Богом, что оно дано ему в пользование, а не в безраздельное и безусловное владение. И относится к нему соответственно — так же, как и ко всему, что ему дано и что поручено.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Слова Христа о невозможности служить двум господам — один из самых ярких образов того выбора, который совершает человек, становясь христианином... 

 

Говоря о наступившей с Его приходом новой эпохе, Иисус характеризует её так: Тора и пророки — до Иоанна (речь идёт, очевидно, об Иоанне Крестителе), а теперь (и это «теперь» продолжается до сего дня) в Царство входят... 

 

«Не можете служить двум господам» — это о чём? О теле? О мире? О сребролюбии? А главное: если двум господам служить... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).