Павел напоминает фессалоникийским христианам: в христианской жизни непременно должно присутствовать то, что сегодня мы назвали бы аскетической составляющей...
Павел напоминает фессалоникийским христианам: в христианской жизни непременно должно присутствовать то, что сегодня мы назвали бы аскетической составляющей. И дело тут не в умерщвлении плоти, как нередко понимают сегодня аскезу, а в том, чтобы осознанно управлять своими духовными состояниями, определяя таким образом течение и качество своей жизни. Именно в этом смысле говорит апостол о необходимости «хранить свой сосуд в святости и чести», не оскверняя его «блудом», который Павел, вероятно, понимает так же широко, как понимали его древние пророки. В самом деле: что такое жизнь с точки зрения Библии?
Это поток, исходящий от Бога и текущий сквозь человека, в котором человек вместе с тем каким-то таинственным образом пребывает, определяя его качество и направление течения. На языке Библии он называется «душой», хотя соответствующее еврейское слово, как и его греческий эквивалент, переводчики нередко называют просто «жизнью», что и соответствует изначальному смыслу оригинала. Только речь в данном случае идёт о жизни не как о потоке внешних по отношению к человеку событий, а как о чём-то таком, что пронизывает человека изнутри, наполняя его той динамикой, без которой человека нет.
Вот эта внутренняя динамика и называется «душой» или просто жизнью, и включает она в себя как дух, в том числе все те движения души, которые мы называем высшими, так и природу, вплоть до таких «низменных» вещей, как, к примеру, дыхание или кровообращение. Но общее качество этого потока и преобладание в нём духовной или природной составляющей определяется самим человеком на уровне его духовного «я», того, что на языке Библии называется «сердцем». Именно там происходит духовное самоопределение человека через его волю, там рождаются те интенции, которые управляют его духовной жизнью и жизнью вообще.
И там же, в сердце, открывается (или, наоборот, захлопывается) та дверь, через которую в поток жизни человека, в его внутреннее пространство входит Божье дыхание жизни, а если говорить о христианах, то и дыхание Царства. Дыхание, которое человек вмещает постольку, поскольку его собственная жизнь осознанно направляется им (при посредстве тех же интенций) по пути Богом данных заповедей, по пути внутренней Торы. Внутренняя Тора и есть тот сосуд, который позволяет Божьему дыханию жизни и дыханию Царства пребывать в человеке.
Иначе, даже почувствовав это дыхание и приобщившись к нему, человек не сможет его удержать: закончится духовное воздействие, прекратится экстаз, и человек вновь вернётся к прежней жизни, став таким же, каким был до пережитого им воздействия. Изменение человека возможно лишь при его собственном активном участии в процессе, когда человек стремится удержать то, что получает от Бога, создав в своём внутреннем пространстве соответствующее вместилище, тот самый «сосуд». Вот об этом и напоминает Павел фессалоникийским христианам в своём послании.