Может показаться, что сравнение того благоденствия, которое, по словам пророка, ожидает народ в случае следования Торе и Божьим заповедям, с морем или рекой, — не более, чем красивый образ. Но дело всё же обстоит не так просто. Что такое Тора? Что такое Декалог? Данные Богом заповеди? Основанные на этих заповедях законы? Несомненно. Но не только. В раввинистической традиции существует представление о Торе, написанной на небесных скрижалях ещё до сотворения мира. К этому образу тоже можно было бы отнестись как к аллегории, если в Торе видеть только текст или только кодекс, юридический и моральный. Но так ли это? Нужен ли Богу такой кодекс? Мораль ли Ему важна, или что-то другое? Нам сегодня часто кажется, что этика — главное в общении с Богом, что Богу нужна наша нравственность. И грех противен Ему потому, что безнравственен.
Библия смотрит на это иначе. Самое страшное во всяком грехе — не нарушение нравственной нормы. И даже не вред, приносимый таким нарушением ближнему (хотя и это может быть ужасно). Самое страшное заключается в том, что грех объективно отделяет нас от Бога, делает невозможным богообщение. Не абстрактное, а вполне конкретное, такое, которое описано в Библии. Общение как встречу, которая полностью меняет человека потому, что присутствие Божье воздействует на человеческую природу.
Вот этому преображающему воздействию и мешает грех. Бог не станет работать с человеком, чья природа (телесная и душевная) испорчена грехом. Он во всяком случае вначале её, эту природу, очистит. Чтобы преобразить человека полностью, его надо полностью очистить от греха — для этого и пришёл в мир Мессия. Вопрос о грехе — не нравственный, а духовный. И Тора описывает те законы, которые определяют отношения человека с Богом и отношения людей между собой.
Она описывает законы духовной жизни: ведь духовность — это и есть отношения. Отношения людей между собой, отношения их с Богом. Их отношения со Христом — и отношения Христа с Его небесным Отцом. И законы эти так же незыблемы, как законы природы. Они из одного Источника. Следуя им, мы не просто становимся порядочными людьми. Или людьми религиозными. Следуя Торе, мы становимся частью Божьего плана и большого Божьего мира. Такой же органичной, как море или река, но, в отличие от них, сознающей себя и свои отношения с Богом. Мира, который однажды станет Царством, в которое войдём и мы.