В традиционных обществах люди обычно очень осторожно (а чаще и прямо негативно) относятся ко всякого рода попыткам переписи населения, паспортизации и всем другим формам государственного учёта населения или его имущества. Оно и неудивительно: ведь в таком обществе существуют свои, обычно общинные, формы и способы учёта и контроля. А на всякого рода нововведения в этой области носители традиционалистского менталитета смотрят как на попытку лишить их прежней свободы и подчинить власти каких-то структур, почти всегда воспринимающихся как нечто чуждое или прямо враждебное.
Вряд ли отношение к переписи во времена Давида могло быть иным. В самом деле, еврейское общество при Давиде было ещё вполне патриархальным, так же, как и само государство. Царь опирался в управлении государством на традиционные племенные институты вроде совета старейшин и народного собрания. У Давида был, конечно, и свой круг приближённых, и своя дружина, но ни регулярного бюрократического аппарата, ни регулярной армии в его государстве ещё не существовало.
И то, и другое появилось в Израиле только во время правления сына Давида Соломона как следствие проведённых Соломоном реформ. И духовные лидеры, стоявшие во главе пророческого движения, тоже относились к переписи отрицательно: они всегда поддерживали традиционный уклад жизни и старинные патриархальные обычаи. Но было в этой затее с переписью и иное, собственно духовное измерение. Любая перепись делается для того, чтобы сделать управление страной более эффективным. Пересчитать всех с тем, чтобы людьми было проще распоряжаться, чтобы легче было ими манипулировать.
Понятая так перепись была несомненным шагом к укреплению той земной государственности, которая всегда враждебна Богу как таковая, по самой своей сути. Предоставленная сама себе, всякая государственность превращается рано или поздно в очередную Вавилонскую башню, конец которой предопределён самой её природой. И каждый шаг на пути к укреплению государственности поэтому следует делать лишь тогда, когда это абсолютно необходимо, когда другого выхода просто нет.
Тогда, когда без такого шага народ не сможет дальше нормально жить. В случае с Давидом ничего подобного явно не было: перепись делалась просто для того, чтобы подвести итоги пройденного пути. Без неё вполне можно было обойтись. И Давид, уже отдав распоряжение о переписи, почти сразу же понял, какой шаг он сделал, какой духовный процесс запустил. Как человек духовно чуткий он не мог этого не понять. А поняв, не мог не раскаяться в совершённом: ведь он всегда оставался в первую очередь пророком, Божьим человеком, и лишь затем царём, политиком, воином.