Последние пророчества Второзахарии, собранные в 14-й главе, как и предыдущие его слова, в сущности, содержат только...
Последние пророчества Второзахарии, собранные в 14-й главе, как и предыдущие его слова, в сущности, содержат только описание того, что видит пророк в грядущем. Большинство предыдущих пророков, включая первого Захарию, чьи пророчества составляют первые восемь глав книги, обращены непосредственно к слушающим их людям. Прозревая тайны замысла Божьего, пророки от лица Господня обращают к людям призыв к покаянию и несут слово утешения и надежды. Ничего этого нет в пророчествах Второзахарии, они как будто обращены к грядущим поколениям. Второзахария как будто ни к чему не призывает, он сообщает о будущих событиях как о неизбежных, как о том, что уже совершилось по воле Всемогущего. В этом разительное отличие Второзахарии от всех иных пророков.
И все же связь между словами пророка и историческим контекстом его жизни существует. Быть может, неведомые редакторы и переписчики не сочли нужным включить в текст книги указания на эту связь, но все же ее можно увидеть. Дело в том, что равнодушие, безразличие к вере стали во времена пророка главной особенностью духовной жизни эпохи. Указания на это можно найти у всех последних пророков, да и во внебиблейских источниках. И потому пророк не рассчитывает на выраженную реакцию слушателей, он пророчествует потому, что к этому призывает его Дух, говорящий в его сердце. «Будут они слушать или не будут», — так повелевал Господь пророку Иезекиилю. Это же можно отнести и к пророчеству Второзахарии; он обращается к тем, кто еще хочет и может услышать его.
Кроме того, исключительное значение для понимание пророчеств Второзахарии имеет его представление о спасении. Большинство пророков первого и второго поколения видели и подчеркивали в современной им истории то, что предваряет грядущее. Вмешательство Бога в историю избранного народа было для них началом, первым и неполным проявлением грядущего Дня Посещения. В современных им событиях пророки видели лишь отблески замысла Божьего и усиливались понять этот замысел. Для Второзахарии грядущий приход Христа не имеет никакого подобия; предшествующие Воплощению века только в событиях Царства Мессии обретают свою полноту и осмысленность. Приход, отвержение и воцарение Мессии для Второзахарии становятся единственным центром, к которому направлена история и без которого она бесцельна. Он пророчествует не для того, чтобы изменить ход истории, к чему были призваны предшествовавшие ему пророки. Цель Второзахарии — указать на грядущие события, чтобы люди могли успеть подготовиться к ним, чтобы люди могли ориентироваться на них в своей жизни.
Вот почему Второзахария действительно является последним пророком, вслед за кем лишь Иоанну Крестителю останется возвестить, что предреченное Царство пришло. И от времен Второзахарии начинается то напряженное ожидание, которое лежит в основе духовной жизни многих современников Господа Иисуса, от Симеона Богоприимца и Захарии (отца Иоанна Крестителя) до Никодима и апостолов.
Наперекор расхожим представлениям о земном величии Израиля под властью Мессии, первое пророчество 14-й главы говорит, что в это время страна будет разоряться чужеземными захватчиками. Пророку не дано знать, что это будут римляне, жители далекого города на западе, которому в то время едва минуло три столетия, поэтому он пользуется знакомыми всем в Израиле образами плена и землетрясения при Озии. Для него важно сообщить слушателям и читателям, что в грядущую эпоху бедствий и порабощения Сам Господь придет к Своему народу. За четыре века до того дня, когда Симон Петр скажет Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога Живого», Второзахария говорит о приходе Мессии: «Станут ноги Его в тот день на горе Елеонской». Но, как и Иоиль, Второзахария видит в Дне Посещения нечто непостижимое и пугающее, от чего поколеблются основания мира. «Не станет света, светила удалятся» — эти слова лишь отчасти могут быть поняты как продолжение свидетельства Авраама, Моисея и Амоса о мраке, окутывающем присутствие Незримого. Сам Второзахария не поясняет их, он только скупо описывает то, что открылось его внутреннем взору: «День это будет... ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет». Это то самое таинственное затмение, о котором свидетельствует евангелист Лука: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого» (Лк 23:44). Но Второзахария видит и то, что этот мрак, в котором померкнет солнце, станет для мира источником живой воды — тем самым потоком, источающим жизнь из-под порога Дома Божьего, о котором говорил Иезекииль.
Второзахария заключает свое слово указанием на то, что в тот день совершится воцарение Самого Бога над всею землею, и имя Его станет единственным во вселенной. Искаженные и ложные представления людей о Творце мира исчезнут, и люди будут знать истинного Бога. И потому во всем мире, начиная от Иерусалима, совершится победа правды Божьей, а всякое зло будет поражено.
Последнее пророчество Второзахарии, заканчивающее всю книгу, говорит о торжестве поклонения Богу во всем мире. Все народы, говорит он, будут поклоняться Царю, Господу Саваофу, потому что без этого у них не будет источника жизни, который здесь символизирует дождь, обеспечивающий плодородие земли. Все, даже столь враждебные вере люди, как египтяне, будут участвовать в этом поклонении, а сам Иерусалим и все, происшедшее в нем, будут великой святыней. И это торжество, этот пир веры, будет обусловлено только приходом Мессии и ничем иным. Основная мысль этих последних строк книги кратко выражена апостолом Павлом: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2:9-11).