Об ангелах, сопровождавших людей в разных, и особенно сложных, ситуациях в различных библейских книгах написано немало. Что касается Книги Даниила, то она среди этих книг выделяется особо. Это неудивительно: ведь она была написана во II в. до н.э., во времена гонений сирийского царя Антиоха Эпифана и Маккавейских войн, которые стали на них ответом. Образ мученика был тогда очень актуален: гонения на Синагогу, организованные властями Сирии, привели к появлению среди верующих евреев мучеников и исповедников. Картина Вавилона в Книге Даниила выглядит несколько искусственной и стилизованной, что неудивительно: Вавилонский плен был для людей эпохи Антиоховых гонений и Маккавейских войн далёким прошлым. Зато оставалось актуальным другое: непосредственное вмешательство Бога в ситуацию тогда, когда дело касается судьбы Его народа. Сам образ вестника Божия, пребывающего вместе с мучениками в горящей огнём печи, выглядит сказочным, да и вся история трёх отроков, брошенных в огненную печь, читается, как легенда. Но библейские авторы нередко использовали для свидетельства о Боге не только собственные откровения или исторические факты, но и легенды, предания, мифы. Ничего удивительного тут нет: ведь и история нужна была им не ради самой истории. В истории авторы библейских книг искали и находили то, что, даже случившись в определённом месте в известное время, оказывалось актуальным на все времена. Потому-то даже те книги Библии, которые мы привычно называем историческими, можно назвать так лишь условно. Там изложены далеко не все исторические факты, даже из тех, которые прямо касаются упомянутых в этих книгах персонажей. С другой же стороны, для иллюстрации того, что им было открыто Богом, авторы библейских книг могли воспользоваться эпизодами, взятыми из легенд или мифов так же свободно, как свободно использовали они исторический материал. Никакого обмана тут нет: ведь никто из библейских авторов никогда и не обещал написать подробную и абсолютно достоверную историю еврейского или какого бы то ни было другого народа. Те книги, которые мы традиционно называем историческими, в иудейской традиции не случайно называются Ранними пророками: даже тут нет истории в чистом виде, это историческая иллюстрация к тому, что говорили о допленной еврейской истории поздние пророки, начиная с Амоса и заканчивая Малахией. И уж тем более не собирался писать исторических трактатов автор Книги Даниила. Его ангел становится символом, символом присутствия Божия там, где о Боге свидетельствуют Его свидетели. Даже и тем более тогда, когда им приходится свидетельствовать в пылающей огнём печи. |
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||