Продолжая разговор о христианстве и о христианской жизни, Павел выделяет то главное, что и составляет её суть. Речь идёт о том, в какой мере человек является причастным...
Продолжая разговор о христианстве и о христианской жизни, Павел выделяет то главное, что и составляет её суть. Речь идёт о том, в какой мере человек является причастным Божьему дыханию, Святому Духу, в какой мере это дыхание определяет его жизнь. Именно в таком смысле апостол и называет христиан «храмами Божьими».
В самом деле: человек изначально был сотворён Богом так, чтобы пребывать в постоянном с Ним общении, которое включало и возможность присутствия Божьего «дыхания жизни» в потоке жизни человеческой, который в Библии называется «душой». «Душа» человека (а значит, и сам человек) жива постольку, поскольку её оживляет Божье «дыхание жизни». Так было всегда, а после прихода Христа для христиан это «дыхание жизни», Божье дыхание, раскрылось во всей полноте как дыхание того Царства, жителем которого является каждый христианин, если, конечно, речь не идёт о номинальном христианстве.
И главный вопрос христианства сводится к вопросу о мере присутствия Божьего дыхания, дыхания Царства в жизни христианина, в том, насколько человек вмещает это дыхание и в какой мере оно определяет повседневное течение его жизни. От меры присутствия Божьего дыхания в жизни человека зависят и итоги его христианского пути: Бог, конечно, никого не отталкивает, и Христос с любовью примет каждого, кто к Нему обратится, но с чем придёт человек к завершению своего земного пути? Что он, выражаясь словами апостола, успеет и сумеет построить в своей жизни для Царства? Ответом на этот вопрос и становится земная жизнь христианина.
Главный вопрос христианства сводится не к тому, что делать и чего не делать, а к тому, как жить, это не вопрос внешней активности, хотя бы даже и самой «правильной», а вопрос духовного качества существования. А оно зависит целиком и полностью лишь от одного: от отношений с Богом и со Христом. От того, насколько следует наша человеческая воля воле Христа, насколько она едина с Божьей волей. Чем больше зазор между нашей человеческой волей и волей Бога, тем меньше Божье дыхание, дыхание Царства определяет нашу жизнь.
Только это и важно, а остальное вторично. В том числе и богословские споры, религиозные разногласия и расхождения, успех или неудача тех или иных церковных партий и группировок. Основание одно — Сам Христос. И любая активность важна лишь постольку, поскольку она позволяет человеку выстроить жизнь на истинном основании. Изменить её качество и позволить дыханию Царства это качество определить. А всё, что отвлекает от главного, лучше из жизни исключить. Так надёжнее: ведь наша земная жизнь не бесконечна и заканчивается нередко раньше, чем мы рассчитываем.