В Библии нередко говорится о том, что в конце времён Бог обновляет Своё творение. Новое небо и новая земля — такими словами описывает Исайя этот обновлённый мир. Может показаться, что речь идёт о чём-то совершенно новом и небывалом: мир становится Царством Божьим...
В Библии нередко говорится о том, что в конце времён Бог обновляет Своё творение. Новое небо и новая земля — такими словами описывает Исайя этот обновлённый мир. Может показаться, что речь идёт о чём-то совершенно новом и небывалом: мир становится Царством Божьим. А между тем такое положение вещей новым и небывалым назвать никак нельзя. Чем, в самом деле, был мир в первый день творения, если не Царством? Он был весь пронизан светом — не физическим светом, а светом Божьего присутствия. Тьме в нём места не было: свет и тьму Бог разделил. Да и Бога в этом мире было видно отовсюду: он не был разделён никакими границами, и Божье присутствие было реальностью, не скрытой в этом мире никакими завесами.
Все границы, преграды, завесы появились позже. Тогда-то Бог и скрылся. Его присутствие в изменившемся, искажённом злом и грехом мире приходится искать, зло и грех отделили от нас Бога, став той самой преградой, которая кажется нам иногда чем-то существующим совершенно независимо от нас. Но если так, то в конце времён мир лишь возвращается к норме. Конечно, не в то прежнее состояние первого дня творения, но к норме. Он опять становится Царством, как и было задумано Богом. Но речь идёт не о сотворении какого-то нового мира, а об обновлении существующего.
Это всё тот же мир, но существующий иначе, по другим законам. И потому обновлённый. Оно и неудивительно: ведь мир только и может существовать, непрерывно обновляясь. В нём звучит Божье слово, которым мир сотворён. В нём веет Божье дыхание, не дающее миру распасться, превратившись в хаос. Ни слово Бога, ни Его дыхание не могут существовать иначе как в динамике. Слово — непрерывное откровение. Дыхание — безостановочный процесс.
Мир может принимать и воспринимать то и другое, только постоянно обновляясь. И если мы не замечаем этого сейчас, то прежде всего потому, что ни мы сами, ни поражённый грехом мир не живём полноценной жизнью. Новое небо и новая земля ведь не просто создаются заново. Они остаются вечно новыми, обновляясь непрерывно. Иначе новое не остаётся новым: стоит процессу остановится, и уже через мгновение новое начинает стареть. Не стареет лишь обновляющееся непрерывно. Так, как всегда оказывается новым для мира Божье слово и Божье дыхание. И как всегда ново Царство, созданное этим словом и пронизанное этим дыханием.