Сегодняшнее чтение вновь предлагает нам мессианскую проповедь Исайи Вавилонского. Кроме всего прочего, она...
Сегодняшнее чтение вновь предлагает нам мессианскую проповедь Исайи Вавилонского. Кроме всего прочего, она замечательна ещё и тем, что именно её, как говорит нам Евангелие, прочёл Иисус в назаретской синагоге. Впрочем, в самом тексте сегодняшнего отрывка нет никаких признаков того, что речь в нём идёт о Мессии, а не о самом пророке, свидетельствующем о своей миссии — провозвещать близость мессианского Царства (ст. 1 – 3). Конечно, главным образом Исайя говорит здесь о грядущем возвращении евреев на землю отцов и о возрождении Иудеи после десятилетий запустения (ст. 3 – 6). Но вместе с тем пророк упоминает о бедняках, или «нищих», которым он послан принести благую весть утешения (ст. 1). Вполне возможно, что речь в первом стихе идёт о ситуации совершенно конкретной, связанной с теми преследованиями, которым, вероятно, еврейская община подвергалась в последние годы существования Вавилонии. Но всё же то еврейское слово, которое переводится обычно на русский язык как «нищие» или «бедняки», несёт в себе и иной смысл, связанный с пониманием бедности как состояния духовного, предполагающего полное предание себя в волю Божию. Такие бедняки могли бы получить ожидаемое лишь тогда, когда в мир пришёл бы обещанный Богом Мессия, а вместе с Ним — и мессианское Царство. И Исайя, говоря о том, что он послан принести таким беднякам благую весть, очевидно, хотел тем самым засвидетельствовать и близость ожидаемого бедняками Царства. И снова перед нами переплетение перспективы исторической с перспективой мессианской: с одной стороны, окончание плена и возвращение евреев на землю отцов было событием, вполне вмещавшимся в рамки земной истории, с другой же — оно стало началом процесса, который действительно спустя столетия завершился приходом Спасителя. Конечно, всё произошло не так легко и быстро, как ожидали возвращавшиеся в Иудею репатрианты, а может быть, и сам Исайя. Но единственной духовной силой, которая обусловливала послепленную историю народа Божия, стало именно пришествие Христово, и в этом смысле столь ярко просматривающаяся именно в конце эпохи плена мессианская перспектива становится видимой, конечно, далеко не случайно. В духовном мире свои законы и свой ход времени. Но все линии истории в конце времён сходятся в одну точку — в ту, где торжествует Воскресший, принесший миру Царство.