Какую, интересно, силу имеет в виду апостол, говоря о силе Царства? Можно было бы сказать, что речь идёт о силе Божией, и такой ответ не был бы ошибкой. Но что стоит за ним? В самом деле, о силе Божией много говорилось и до...
Какую, интересно, силу имеет в виду апостол, говоря о силе Царства? Можно было бы сказать, что речь идёт о силе Божией, и такой ответ не был бы ошибкой. Но что стоит за ним? В самом деле, о силе Божией много говорилось и до прихода в мир Христа, причём понимали её по-разному. Конечно, и в те времена все верующие понимали, что сила Божия и то, что понимает под силой языческий мир, — вещи разные. Но различие это не всегда понималось ясно. Речь шла, прежде всего, о том, что Бог в любой момент может вмешаться в любую ситуацию, меняя её совершенно неожиданным для внешнего наблюдателя образом, так, что казавшееся незыблемым мгновенно рушится, а бывшее совершенно бессильным и ничего не значащим вдруг обретает силу и становится решающим фактором в той или иной ситуации.
Но всё же тут речь шла обычно о законах непреображённого мира, которые Бог использует для осуществления Своих планов, часто вопреки тем, кто этому противостоит, совершенно непредсказуемым образом оборачивая дело в Свою пользу. Самой, наверное, замечательной иллюстрацией такого поворота можно считать историю Иосифа: его браться сделали всё, чтобы план Божий (как они его понимали) не осуществился, но все их усилия, как оказалось впоследствии, лишь приближали осуществление этого плана.
Павел говорит о другой ситуации, о ситуации, когда Царство уже вошло в мир и когда о нём уже свидетельствуют люди, имеющие опыт жизни нём и общения с Тем, Кто принёс Царство в мир. И тут, конечно, речь идёт уже не о внешней силе. Надо заметить, что в период Второго Храма проповедь Бога в известном смысле стала проповедью слова - как Слова Божьего во всех смыслах этого понятия, так и проповедью того человеческого слова, без которого нельзя было рассказать миру о собственном опыте общения с Богом и слышания Слова.
Такой была проповедь, в частности, фарисейских наставников и учителей, с которыми столько полемизировал Спаситель во времена Своего земного служения. Это тоже было свидетельством, но свидетельством о собственном, нередко субъективном опыте богообщения. Христианское же свидетельство в подлинном смысле слова всегда объективно, это свидетельство не о себе перед Богом, а о Христе и о Царстве. Но такое свидетельство возможно лишь тогда, когда свидетель уже приобщился к жизни Царства, которой живёт и сила которого действует в нём. Об этой силе, как видно, и свидетельствует апостол, видя именно в ней явление Царства.