В Евангелии слова «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» также повторяются в Евангелии от Марка в форме «трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Это важное дополнение, помогающее понять мысль Господа Иисуса Христа. В деньгах самих по себе ничего особенно плохого нет; плохо то, что...
В Евангелии слова «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие» также повторяются в
Евангелии от Марка в форме «трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Это важное
дополнение, помогающее понять мысль Господа Иисуса Христа. В деньгах самих по себе ничего
особенно плохого нет; плохо то, что мы с большой легкостью становимся их рабами. Мы начинаем
думать, как бы их получить еще и еще, это запросто становится страстью, своего рода азартом. И
тогда человек живет для себя и своих денег, а это слишком мало, чтобы жизнь была полноценной.
Кроме того, зарабатывание денег постепенно занимает все время и силы, так что их не остается
ни на Бога, ни на любовь, ни на людей, ни на что… Ну и, кроме того, человек незаметно для
самого себя сосредотачивается на том, что можно себе сделать при помощи своих денег: вот, я
куплю еще одно, другое… Однако, всего этого в могилу не унесешь. В нескольких местах в
Евангелии говорится о том, что деньги хороши как средство делать что-то хорошее, причем не
только для себя. Коротко говоря, иметь столько денег, чтобы жить достойно самому и делать
что-то хорошее для других – совсем не плохо. Но при этом важно, чтобы деньги не становились
смыслом и целью жизни. А как средство – почему бы и нет.
Понятно, что если денег совсем мало, то такие духовные проблемы, если и возникают, то в
гораздо меньшем масштабе. Надо признать, что можно быть нищим, и при этом думать только о
деньгах (обычно это еще осложняется ропотом: «мне, такому хорошему, чего-то недодали»). Это,
очевидно, не лучше ничем. Счастье не в деньгах (и не в их количестве), а в том, чтобы без
ропота быть щедрым. Пожалуй, именно щедрость – ключевое слово в определении христианского
отношения к богатству. Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.
У бедности, не зацикленной на себе и своих скудных средствах есть, пожалуй, одно
существенное преимущество: можно по-настоящему твердо уповать на Бога. В достатке это упование
уступает место благодарности Богу за то, что Он дал тебе силы и возможность зарабатывать.
Благодарность Богу («в комплекте», так сказать, с щедростью) тоже лишает богатство привкуса
греха. А быть благодарным в бедности – это уже высший пилотаж.
Несомненно, бедность – тяжелая вещь. А всякая жизненная тяжесть может быть для человека
возможностью приблизиться ко Христу, добровольно ради нас обнищавшему и ставшему бедным
человеком.
Наконец, для христианина любое жизненное состояние ценно, лишь когда его к нему призывает
Сам Бог. Одних (и их большинство) Он призывает быть бедными и нести все тяготы жизни с
благодарностью и щедростью (пусть и при малых средствах). Иным Господь прямо говорит: «раздай
все, и следуй за Мной». А третьи призваны зарабатывать много денег, и помогать первым и
вторым… Важно «попасть», ответить именно на твой призыв. Иначе и бедность, и богатство не
принесут пользы.
Что же касается коммерции… Слово Божие положительно относится к любому честному занятию
человека, не сопряженному с грехом, приносящему другим людям пользу и не приносящему вреда
никому. Так что круг запрещенных занятий весьма ограничен: бандитизм, проституция… Конечно,
коммерция, как и политика, с трудом может быть честной (особенно в некоторых «экзотических»
странах, вроде нашей). Но трудно – не значит невозможно. Приходилось сталкиваться даже с
честными и верующими гаишниками (правда, в глухой провинции и давно, но на дорогах там было
здорово).