Библия-Центр
РУ

Новость дня на 9 Января 2025

Интересно: почему вдруг автор Послания к Евреям заговорил об ангелах, утверждая, что Бог поставил во главе творения не ангела, а человека? Казалось бы, об этом не приходится говорить много, ведь правота слов священнописателя становится ясной каждому, читавшему хотя бы раз первые главы Книги Бытия. И всё же, как видно, были в Церкви некие духовные тенденции, которые заставили автора послания сделать упор на мысли о том, что человек отнюдь не ниже ангела. В чём же было дело? Вероятнее всего, в тех спиритуалистических и гностических тенденциях, которые стали проявляться в церковной жизни вскоре после катастрофы 70 г. н.э., когда, по-видимому, и было написано послание. Прежде, до катастрофы, главной проблемой Церкви и околоцерковной среды был, по-видимому, мессианизм политический; теперь, после краха мессианского восстания и разгрома Храма, ею становился мессианизм мистический, связанный, возможно, с мессианскими представлениями некоторых иудейских сектантских и полусектантских движений наподобие ессеев. А для этих движений была характерна спиритуализация образа Мессии и Царства. Слова Спасителя о том, что Его Царство «не от мира его», понимались в этой среде дословно, так, что Царство начинало восприниматься, как нечто трансцендентное, не имеющее отношения ни к нашему миру, ни к нашей реальности вообще. Да и относительно Мессии выдвигались предположения, что Он, быть может, вовсе никогда и не был Человеком, что вся Его жизнь — нечто наподобие ангельского явления, что тело Его было призрачным, а значит, призрачным было и распятие, и сама Его смерть. А воскресение Его было всего лишь выявлением Его подлинной, нечеловеческой природы и освобождением её от той видимости человеческой телесности, которой на самом деле у Него не было и быть не могло. И теперь Церкви пришлось противостоять уже не политическому мессианизму, а подобного рода дурному мистицизму, который от христианства оставлял лишь внешнюю форму, да и то нередко основательно искажённую. И автору послания приходится вновь и вновь напоминать, что в центре земного мира находится не «чистый» бестелесный ангел, а человек. И Бог воплотился тоже не в «чистого» бестелесного ангела, а в Человека. Напоминать с тем, чтобы Церковь не перестала быть собой: телом Христовым, наполненным подлинной жизнью реально жившего, реально умершего и реально воскресшего Человека.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

В сегодняшнем чтении из послания к Евреям цитируется псалом, в котором псалмопевец говорил о предназначении и величии человека... 

 

Язык послания к Евреям очень отличается от других писем апостола Павла. Говоря с язычниками он объясняет все на... 

 

Павел исходит из того традиционного представления об ангельских духах, которое было свойственно иудаизму его эпохи... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).