Одна из самых знаменитых библейских книг, книга Иова заметно отличается от остальной ветхозаветной письменности и по жанру, и по содержанию...
Одна из самых знаменитых библейских книг, книга Иова заметно отличается от остальной ветхозаветной письменности и по жанру, и по содержанию. Это книга-притча, размышление о человеческой жизни как таковой, без прямой связи с контекстом Священной истории. Многие, в том числе весьма авторитетные толкователи считали книгу Иова исторической и даже пытались точно определить время и место ее действия. Нельзя исключить, что легенда, подвергнутая неизвестным автором серьезной литературной обработке, и в самом деле имеет историческую основу. Однако с точки зрения содержания самой книги важно, что ее герой – человек вообще, знающий Бога не по данному избранному народу Откровению, а по внутреннему духовному опыту.
Насколько можно судить по внутрибиблейским свидетельствам и тексту самой книги, легенда о многострадальном Иове была известна в ветхозаветной среде с глубокой древности; аналогичные предания есть и в литературе околобиблейских народов. Время написания книги Иова весьма спорно. Действие книги происходит в патриархальный период, задолго до Синайского завета – к этому или несколько более позднему времени многие (преимущественно древние) толкователи относят и написание книги. Современные исследователи, тем не менее, считают книгу Иова написанной в конце 5-го века до Р.Х. Если принимать эту точку зрения, современными книге Иова следует считать вторую половину книги Захарии, книгу Иоиля и всю обширную литературу «мудрых Израиля». Стилистически близкая последней, книга Иова заметно отличается от нее по смыслу и интонации. Содержательно автору книги Иова значительно ближе авторы второй половины книги Захарии и книги Экклезиаста. Как и Экклезиаст, автор книги Иова в первую очередь думает о смысле жизни отдельного человека, о личной трагедии и личных отношениях с Богом. Это – серьезный аргумент в пользу того, что книга Иова написана именно в 5-м веке до Р.Х., после проповеди великих пророков и под их влиянием.
Сам по себе сюжет книги достаточно прост: в ней рассказывается о благополучном праведнике, который в одночасье теряет все, чем обладал: богатство, семью и здоровье. К страдальцу приходят его друзья, которые пытаются утешить Иова и вместе с ним осмыслить происшедшее. В конечном итоге Сам Творец вмешивается в события и избавляет Иова. За верность и терпение он вознагражден возвращением ему всего утраченного. Основная, поэтической части книги, содержит беседы Иова с друзьями; сюжетная канва излагается в написанных прозой прологе и эпилоге.
Первые строки книги изображают Иова благочестивым и благополучным. Читая их, важно помнить, что традиционная ветхозаветная религиозность предполагала наличие прямой связи между праведностью и благополучием, грехом и несчастьем. Ветхозаветные авторы не знали идеи загробного воздаяния; посмертная участь человека представлялась подобной анабиозу: в Шеоле «мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Еккл. 9:5). Автор намеренно изображает в прологе идиллическую картину: Иов праведен, и поэтому богат и благополучен. Но эта идиллия далека от подлинной жизни, она – лишь теоретическая стартовая точка повествования. Настоящая жизнь полна необъяснимого страдания, когда праведность не бывает вознаграждена. Еще пророк Аввакум задавал Богу вопрос о причинах такой несправедливости; пример Иеремии и других пророков, да и вся история плена подтверждала его актуальность; Экклезиаст с горечью признавал невозможность ответить на этот вопрос путем рассуждений.
В парадигме прямой зависимости праведности и земного благополучия происхождение зла и страдания праведника невозможно объяснить, и поэтому автор книги Иова изображает странный диалог между Богом и сатаной. У современного читателя (думаю, и у древнего тоже) эта сцена вызывает жгучие вопросы. Сатана клевещет на Иова, утверждая, что тот верен Богу только благодаря тем дарам, которыми Творец наделил его. И Создатель, чтобы опровергнуть эти измышления, дозволяет сатане лишить Иова всего, чем Иов обладает по милости Бога. Сам Иов оказывается при этом «пешкой», слепой игрушкой сатаны и… Бога, Который отнимает от Иова свою руку, нимало не заботясь о том, каково будет Иову перенести это. Для современного человека это настолько не соответствует представлению о Боге как о любящем Отце, что нередко становится причиной колебаний в вере. Дочитав до 12-го стиха, люди в ужасе закрывают книгу, страшась заглянуть дальше. Поэтому важно помнить, что книга Иова написана до Воплощения Сына Божьего и является литературным произведением.
И вот Иов в один день лишается всего: гибнут его сыновья и дочери, в которых он, по представлениям Ветхого завета, только и мог надеяться иметь продолжение своей жизни, словно дым, исчезает все его богатство. Но в бедствии Иов хранит терпение. Тем самым подтверждается, что не ради выгоды он благословляет Бога. Многие ли из людей способны были бы сохранить верность и не возроптать в подобной ситуации? Но сатане и этого оказывается мало: он утверждает, что если поразить самого Иова, он отвернется от Бога. Господь снова соглашается и на это испытание, и Иов поражен проказою, причиняющей ему страшные мучения. И снова у читателя возникает вопрос: а почему Бог согласился испытывать Иова? Имеет ли Он право на это? Согласен ли читатель чтить такого Бога, и не напоминает ли Он ему кровожадных ваалов? В любом случае, нужно ли Всеведущему Богу проверять человека?
Но это – вопросы читателя. Автор книги смотрит на страдание своего героя не со стороны, и для него актуален совсем другой вопрос: а зачем вообще нужна жизнь, если она исполнена страдания? «Похули Бога и умри», предлагает Иову его жена. Весьма важно, что благословение Бога и хула на Него отделяют жизнь от смерти. Но Иов проявляет непостижимое смирение, соглашаясь принимать от Бога доброе и злое. Именно это смирение Иова дает ему основание сетовать на свою участь и требовать справедливости. Ведь по сюжету книги Иов не знает о клевете сатаны на него и о том, что Бог согласился испытать Иова, чтобы решить спор с сатаной. Так и в жизни причины несчастий часто остаются неизвестными человеку; тем более сокрыт от него смысл его страданий. Как Иов, мы можем только жаждать объяснения, искать причины и смысл страдания. Не то, чтобы от этого становилось легче – конечно, нет. Но с пониманием причины и смысла можно хоть как-то жить. В противном случае человек ощущает себя игрушкой в руках высших сил, для которых он ничего не стоит. Вот поэтому книга Иова, кроме всего прочего, становится провозвестием библейского персонализма.