Элифаз не просто говорит Иову общие слова, он пытается объяснить своему другу то, что с ним происходит. Если Иов всё же праведен, то почему он страдает? Ответить на этот вопрос было не так просто. Всем было понятно, что грешник может быть наказан Богом за свои грехи; но как объяснить то, что страдания обрушиваются на того, кто не согрешил? Конечно, сам Элифаз только что на основании полученного им откровения сделал вывод о том, что безгрешных людей не бывает. Но в таком случае, следуя традиционной логике, здоровых людей на свете тоже быть не должно.
Между тем, всякому очевидно, что это не так. И тогда Элифаз выдвигает новый аргумент: он связывает страдание Иова (как и всякое страдание вообще) с получаемым от Бога наставлением. Элифаз утверждает, что человеку вообще свойственно страдать, что он и рождается в мир на страдание (ст. 6 – 7). Таков порядок, установленный от Бога, и восставать против него глупо (ст. 1 – 5). Изменить ничего нельзя, да и не нужно, ведь страдания, если правильно к ним относиться, идут человеку лишь на пользу. Главное тут — предать всё Богу, Который во всяком случае не оставит праведника, так что даже зло обратится для него во благо (ст. 8 – 16).
Страдание — это не просто наказание, это именно вразумление и наставление от Бога, оно не длится вечно, настанет день, когда все страдания останутся позади и праведник выйдет из посланного ему Богом испытания во всех отношениях более сильным, чем прежде (ст. 17 – 27). В таких рассуждениях есть, разумеется, своя логика, понятная каждому религиозному человеку. Но в ней есть одно слабое место: следуя ей, пришлось бы считать именно Бога источником всех человеческих несчастий, которые Он посылает одним для наказания, другим для вразумления.
Автор Книги Иова, разумеется, объясняет страдания Иова иначе, он видит в них следствие того, что богословы называют попущением Божиим, тем, чего Бог не делает и чего Он не хочет, но чему Он позволяет быть, уступая свободе сотворённых Им существ, будь то ангелы или люди. Автор Книги Иова прекрасно понимает, что зло исходит не от Бога, а от сатаны, который Богу противостоит, ведь именно сатану он делает ответственным за все страдания Иова. Но Бог всё же почему-то позволяет сатане действовать. Ответом на вопрос о том, для чего Богу это нужно, стала вся Книга Иова. Но ответ оказался совсем не таким простым, каким он казался Элифазу. И Иов прекрасно это понимает. Он возражает своему другу, и разговор продолжается.