Сетуя на свою участь, Иов обращает к Богу пронзительные слова о том, какова на самом деле человеческая жизнь...
Сетуя на свою участь, Иов обращает к Богу пронзительные слова о том, какова на самом деле человеческая жизнь. Седьмая глава начинается плачем Иова о жизни, которая на всем своем протяжении отравлена предстоящей смертью. Дни человека, спрашивает Иов, не то же ли, что дни наемника? Как труд наемника ограничен сроком, и он ждет окончания работы, так и человек всю свою сознательную жизнь ждет ее окончания. И как раб, сжав зубы, стремится довершить свой непосильный подневольный труд, так Иов влачит свои дни, ожидая облегчения. Это очень точное сравнение: человеческое восприятие устроено так, что прекращение страданий – единственное положительное, что мы находим в смерти. А когда жизнь наполнена страданием до краев, то смерть в самом деле становится освобождением.
Открывающее седьмую главу сетование Иова важно сравнить с «утешительной» речью Елифаза, пытавшегося объяснить страдание Иова тем, что таким образом Бог исправляет его грехи. Иов до предела полно проживает настоящее, несмотря на то, что в его настоящем моменте – одна мука. Теория, которую выдвигает Елифаз, напротив, уводит дух и мысль человека из настоящего: теоретический грех, за который карает человека десница Всевышнего, – в непоправимом прошлом; исправление, к которому Бог ведет человека, – в отдаленном и призрачном для человека будущем. В настоящем теория кары-исправления оставляет только страдание. Утоление последнего должно, в теории, заключаться в том, чтобы увести мысль от настоящего момента в прошлое и будущее. Но в том-то и дело, что жизнь человека происходит только «здесь и сейчас», в настоящем. Иов глубоко осознает это, и он взывает о правде и ясности, которые нужны ему именно «здесь и сейчас».
В жизни человека есть три вещи, которые невозможно переживать ни в прошлом, ни в будущем, но только в настоящем. Это любовь, страдание и молитва. И поэтому Иов не рассуждает о причинах и следствиях, он молится. Его молитва исполнена глубокой правды; такая молитва возможна только в удивительной близости Незримого. Иов просит Бога вспомнить о краткости его дней. Он взывает к Богу, чтобы Бог снизошел к его малости, принимая эту малость без ропота. Сильный и правдивый дух Иова, не сломленный даже неисчислимыми страданиями, принимает умаленность человека пред Богом как данность. В целом это характерно для библейской веры, но совсем не характерно для человеческой психологии вообще. Мы слишком сильно стремимся к величию, слишком стремимся «оставить след» на земле, чтобы смиренно принимать непревзойденное величие Творца. Иов свободен от этого желания "наследить"; его скорбь о мимолетности жизни выражается не в поисках земного величия, а в молитве: "не буду же я удерживать уст моих…"
Иов сетует, но не ропщет; даже походящая на ропот по форме, его молитва бесконечно далека от ропота. Он изливает пред Богом свою скорбь, и это несмотря на то, что для Иова (как и по сюжету книги), несчастье постигло его именно по воле Творца. Но Бог – один, и поэтому кроме Него просто некому излить человеческую боль. Большинство людей в подобной ситуации отворачивается от Бога; верность Иова выражается в том, что именно у Бога он ищет справедливости.
"Разве я море… что Ты поставил надо мною стражу?" – восклицает Иов. Разве соразмерно мучение человека его собственной малости? Нет уже сил жить, потому что преодоление страдания не по силам человеку. Что я такое, что Ты столько ценишь меня? Если и вправду, как говорит Елифаз, Ты наказуешь меня и хочешь исправить меня, стою ли я такого внимания? Отступи от меня! Иов ощущает непереносимую разницу масштабов человека и Бога; так Исайя восклицает: «Горе мне, я погиб!.. ибо глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!»; так Петр молит: «выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный». В словах «Отступи от меня» звучит не просьба к Богу, чтобы Он удалился; в этих словах выражается исповедание величия Божия и малости человека.
В молитве Иова с очевидностью выявляется, насколько теория кары и исправления не соответствует предстоянию реального человека реальному Богу. «Что я сделаю Тебе, страж человеков!», какое огорчение может бессильный человек принести Всемогущему? В этих возмутительных для благочестивых друзей словах Иов прикасается к великой истине веры; таинственным ответом на это могут быть слова Господа, сказанные через пророка Михея: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» (Мих. 6:3). Предательство любви Творца действительно является причиной Крестного страдания, которое человек причиняет Богу; но Иов-то в это неповинен, он предан Богу и в благе, и в скорби.
Подлинность веры и духовного опыта Иова подтверждается тем, что он находит брешь в теории кары и исправления. Настоящий живой Бог не таков, как думает Елифаз; для настоящего Бога характерна способность прощать. И поэтому Иов молит Его: «для чего бы не простить мне греха…» Почему же не простить меня, ведь я вот-вот исчезну!