Понимая, что терять ему уже нечего, Иов обращается к Богу с пространной речью (ст. 1). Он говорит Богу: почему Ты против меня (ст. 2)? Ведь Ты не человек, Тебя не подкупить, так почему же нечестивцы оказываются в Твоём мире успешнее праведника (ст. 3 – 4)? Но главный вопрос Иова в другом. Он говорит Богу: ведь Ты знаешь меня и знаешь мою праведность, чего же Ты хочешь от меня, зачем выискиваешь во мне грехи (ст. 5 – 7)? Очевидно, Иов, как и его друзья, прекрасно понимает, что безгрешных людей на свете нет, что праведность означает не безгрешность, а верность Богу, Который, конечно, даже в том, кто идёт за Ним и хранит Ему верность, всегда может найти какой-нибудь грех, в котором праведника можно обвинить.
Но ведь такое копание в чужих грехах с тем, чтобы найти повод для обвинения, характерно для человека, притом для человека нечестивого, но никак не для Бога! Ты Сам, говорит Иов, обращаясь к Богу, сделал меня тем, что я есть, и Ты хранил меня (ст. 8 – 12). Конечно, Иов прекрасно понимает, что это не даёт ему права на грех и нечестие (ст. 13 – 14), ведь не Бог делает человека грешником. Но в случае Иова речь не идёт о суде, ведь любой суд предполагает объективное и непредвзятое рассмотрение существа обвинений, выдвинутых против обвиняемого. Между тем, никакого суда, собственно, Иов и не видит, он видит со стороны Бога лишь бессудную расправу. Он говорит о себе: если я виновен, горе мне! Но если и не так, от этого всё равно не легче (ст. 15 – 16). Суда нет, никакие доводы в пользу обвиняемого не принимаются, а свидетелей обвинения становится всё больше и больше (ст. 17).
Конечно, религиозному сознанию Бог нередко видится не столько справедливым, сколько немилосердным судьёй. Но Иов хочет достучаться до Бога откровения, и потому он говорит Богу: если так, то зачем вообще мне было рождаться на свет? Зачем я прожил свою жизнь (ст. 18 – 19)? Впрочем, говорит Иов, и сейчас ещё не поздно, ведь смерть рядом (ст. 20 – 22). На первый взгляд, здесь перед нами те же сетования, которыми начинается первая речь Иова. Но в данном случае он говорит о чём-то более глубоком и важном: Иов пытается достучаться до Бога откровения, напоминая Ему о смысле, в данном случае о смысле собственной жизни, равно, впрочем, как и о смысле жизни всякого человека вообще.
В самом деле, если Богу нет дела до человека, если Он не собирается снисходить к нему, то зачем вообще нужен человек на земле? Человеческая жизнь лишь тогда могла бы иметь какой-то смысл, если бы Бог был не просто силой, безразличной к человеку, но именно справедливым Судьёй, готовым человека принять, пусть даже после самой суровой проверки и самой жёсткой оценки. Но если Бог готов просто перешагнуть через человека, будь то грешник или праведник, человеческая жизнь теряет всякий смысл, и Иов это понимает. Он понимает, что жить имеет смысл лишь перед Богом откровения, а не перед Богом религии. И потому он так хочет увидеть Бога лицом к лицу, ведь тогда и только тогда он сможет получить ответ на мучающий его вопрос: кто же всё-таки его Бог?