История с благословением, полученным обманом, вызывает, как минимум, недоумение. В самом деле, даже если оставить в стороне моральную сторону дела: какой смысл в благословении, которое, по сути, предназначено другому человеку? Ведь, даже выдавая себя за него, того отношения, которое предназначено этому другому, не получишь! Но в те времена, о которых идёт речь в рассказе, на благословение смотрели не совсем так, как мы смотрим на него сегодня. Тогда под благословением понимали просто передачу одним человеком другому некой сверхъестественной силы, которой обладали некоторые люди, и, в частности, вожди племени. А вместе с этой силой вождь отдавал благословляемому им преемнику и власть. Неудивительно, что Исаак, узнав об обмане, всё же говорит Исаву, что другого благословения у него для него нет: ведь силу вождя можно было отдать лишь один раз, что сделано, то сделано, назад ситуацию уже не отыграть. Но тогда встаёт естественный вопрос: а что же Бог? Конечно, во всей этой истории положительного героя отыскать трудно, каждый из участвующих персонажей отказывается скорее антигероем, чем героем. Но ведь один из этих антигероев должен был стать вождём народа Божия! Конечно, так. Но ведь и Богу приходится иметь дело с теми людьми, которые есть в наличии. Других нет. И вождя Своего народа Ему приходится воспитывать. А для этого нужны исходные качества, с которыми можно работать. У Иакова было, пожалуй, лишь одно: для него стать вождём было целью и смыслом жизни. Конечно, он хотел стать лишь вождём своего племени, о том, чтобы быть вождём народа Божия, он вначале, по-видимому, не думал вообще и даже не представлял себе, что это значит. Но Бог, опираясь на стремление, столь важное для Иакова, сделает остальное. И Иаков станет вождём. Не только своего племени, но и народа Божия.