Притча о злых виноградарях напоминает нам обо всей человеческой истории — о судьбе праведников в мире греха. Подобная притча уже была рассказана пророком Исайей (5:1-7), но здесь акцент не на винограднике, т.е. Израиле, любимом насаждении Отца, а на виноградарях, тех, кому поручено возделывать и хранить виноградник. Отец, т.е. виноградарь (ср. Ин. 15:1), непрестанно посылает в мир Своих слуг: пророков, апостолов, святых, — которые своей проповедью, своей праведной жизнью всегда были, есть и будут живым укором для тех, в ком ослепительный свет Божественной Истины обличает внутреннюю пустоту, хотя бы и прикрытую одеждами внешнего благочестия. Нет, далеко не всегда это какие-то отъявленные злодеи. Важно помнить, что притча обращена к людям уважаемым и даже праведным. Но праведность фарисеев, по словам одного современного христианского писателя, плоха тем, что ее можно измерить, т.е. сказать в какой-то момент: «Я — вполне порядочный человек», — и на этом успокоиться (см. Лк 18:9-14). Исторические трагедии, как правило, творятся не злодеями, а большинством «порядочных людей», утративших жажду Абсолюта, жажду святости. Такие люди, даже сами того не желая, могут в какой-то момент убить Бога...
Виноградник — это наша собственная жизнь, это мы сами, созданные по образу и подобию Творца. Образ виноградника напоминает о том, что и жизнь, и все, что у нас есть — это дар Божий, дар, который нам не принадлежит, который мы можем утратить. Но мы присваиваем Его дары как свою собственность и, когда Он посылает к нам Своих слуг — наших ближних, всех людей, с кем мы встречаемся и кто нуждается в нас, — когда мы оказываемся в обстоятельствах, которые требуют от нас реальных плодов — мы, подобно виноградарям, оказываемся недостойными Его зова, Его святости, Его любви.
Постараемся помнить о том, что все трудные обстоятельства нашей жизни или, наоборот, какие-то особенные благодатные моменты — все они означают, что Господь нас зовет, что Он хочет, чтобы мы принесли Ему свои плоды, свое сердце.