Кни1га тре1тіz Маккаве1йскаz,
ГлавA 2,
стіхи2 4-8
4 ты2 пре1жде беззако1ніе сотво1ршихъ, въ ни1хже и3
и3споли1ни бы1ша, на си1лу и3 де1рзость ўповaвшіи,
погуби1лъ є3си2, наве1дъ на ни1хъ безмёрную во1ду:
|
5 ты2 прегHрдаz творsщихъ содо1млzнъ, въ ћвныхъ
ѕло1бахъ бы1вшихъ, nгне1мъ и3 жyпеломъ попали1лъ
є3си2, њ1бразъ по ни1хъ бyдущымъ состaвль:
|
6 ты2 свирёпаго фараHна поработи1вшаго лю1ди тво‰
с™ы6z ї}лz, разли1чными и3 мно1гими и3скуси1лъ є3си2
мyками, показaвъ си1лу твою2,
|
7 и3 во џнэхъ ве1лію держaву твою2 kви1лъ
є3си2, и3 гонsщаго є3го2 съ колесни1цами и3 наро1дwвъ
мно1жествомъ погрузи1лъ є3си2 во глубинЁ морстёй,
вёрующихъ же тебЁ, всsкимъ создaніемъ њбладaющему,
неврє1дны преве1лъ є3си2: и5же и3 ви1дэвше дэлA
твоеS руки2, восхвали1ша тебе2 вседержи1телz:
|
8 ты2, цRю2, создaвый безконе1чную и3 безмёрную
зе1млю, и3збрaлъ є3си2 грaдъ се1й и3 њс™и1лъ
є3си2 мёсто сіе2 во и4мz тебЁ ничто1же тре1бующему,
и3 прослaвилъ є3си2 во kвле1ніи великолёпнэмъ,
составле1ніе сотвори1вый є3гw2 ко слaвэ вели1кагw
и3 честнaгw и4мене твоегw2:
|
Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты
Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и
Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.
В греч и слав Библии включена еще 3-я книга Маккавейская. В ней говорится о гонениях на александрийских иудеев при царе Птоломее IV, Филопаторе (221-203). Царь велел иудеям собраться на александрийском ипподроме и приказал выпустить на них боевых слонов, которые обратились против палачей и их растоптали. Подобно Илиодору (2 Макк), Филопатор сделал попытку войти в Святое-Святых Иерусалимского храма, но также потерпел неудачу. Западная Церковь не приняла 3 Макк в библ. канон.
Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.
4 Исполины (Быт 6:4) — часто приводятся как образцы грубой силы и надменности.
5 Поставил их в пример (παράδειγμα) потомкам», т. е. не в исторических только преданиях, но и в памятниках или следах их наказания, в данном случае — намек на известные свойства и особенности Мертвого моря.
8 Беспредельную и неизмеримую землю — гиперболическое обозначение громадности земли в сопоставлении с мелким пространством, которое занимал Иерусалим — место избрания Иеговы.
Содержанием Маккавейской книги служит событие, имевшее место в Египте, при Птоломее IV Филопаторе и грозившее египетским иудеям страшною опасностью поголовного истребления (несколько подобное рассказываемому в книги Есфирь).
Завязкою события послужило желание Птоломея «войти во святилище», — желание, встреченное единодушным, энергичным протестом иудеев (3 Макк 1). Разгневанный царь, против которого помешало кроме того внезапное, тяжкое расслабление, объявил иудеев «рабами» и повелел заклеймить их особым «знаком Диониса» (3 Макк 2). Нежелание иудеев подвергаться этой последней операции окончательно взбесило деспота, и он отдал приказ истребить по всему царству всех иудеев (3 Макк 3). Сорок дней иудеи разыскивались по всему царству и заносились в особые списки, чтобы в определенный день все они удобнее могли быть истреблены; однако, за множеством иудеев, рассеянных по всему царству, эти списки так и не могли быть доведены до конца: не достало ни хартий, ни письменных тростей «по действию небесного Промысла, помогавшего иудеям» (3 Макк 4). В назначенный день 500 разъяренных слонов должны были быть выпущены на партию иудеев. Но несколько раз царь непонятным образом сам расстраивал свой ужасный план (3 Макк 5). А в самую решительную минуту, когда слоны, наконец, действительно устремились на несчастных, явное чудо спасло последних: вместо иудеев животные вдруг бросились на сопровождавшие их войска и привели их в полное смятение. Это вразумило и самого царя, и он совершенно переменился в отношении к иудеям (3 Макк 6). Последовал новый указ, объявлявший иудеев под особым покровительством царя; вместе с тем, отданы были на расправу иудеям все те, кто в это тяжкое испытание обнаружил слабость в вере и малодушное уклонение от закона. Эти были истреблены иудеями, а в память события установлен особый праздник (3 Макк 7).
О подлинности события. Ввиду значительного количества подробностей в изложении события, возбуждающих сильное сомнение относительно своей возможности (громадное количество обреченных на смерть, их приведение в Александрию, на конское ристалище, их перепись, поглотившая все запасы бумаги и тростей и т. п.), — допускают, что событие, составляющее содержание нашей книги, могло иметь в действительности лишь гораздо менее значительное историческое зерно, коим автор воспользовался для прикрашенного рассказа, имевшего целью — возвеличить народ иудейский в глазах язычников и показать особое попечение о нем Божие. Подлинное событие, таким образом, произошло, вероятно, в гораздо более скромных размерах. Оно упоминается и у Иосифа Флавия, впрочем — с именем другого царя (Птоломея VII Фискона) и с указанием других поводов и побуждений (Против Аппиона II, 5).
Время написания книги, равно как место и автор — неизвестны. Во всяком случае, книга написана после 164 г. до Р. Х., потому что упоминает о событиях книги Даниила, и не позднее первых лет жизни Спасителя. Некоторые оттенки речи могут указывать также на то, что книга написана египетским иудеем, в Египте.
Уважение древней церкви в книге нашло себе выражение упоминанием в Апостольских правилах, а также в трудах блаж. Феодорита — и других церковных писателей.