1 Цaрь птоломе1й філопaтwръ, сyщымъ во є3гv1птэ
страти1гwмъ и3 всBмъ вчинє1ннымъ над8 дэлaми,
рaдоватисz и3 здрaвствовати: здрaвствуемъ же и3
мы2 и3 ч†да н†ша, ўправлsющу нaмъ вели1кому
бг7у ве1щы, ћкоже желaемъ:
|
2 нёцыи дрyзи нaши ѕлонрaвіемъ свои1мъ чaстэе
нaмъ прилэжaще, поусти1ша нaсъ на сіе2, є4же
бы во цaрствіи нaшемъ собрaти всёхъ їуде1wвъ
во є3ди1но мёсто ѓки tстyпникwвъ и3 ўмyчити
стрaнными мyками,
|
3 сказyюще, ћкw никогдaже во благостоsніи цaрства
нaшегw ве1щы бyдутъ, вражды2 рaди, ю4же и4мутъ
сjи ко всBмъ kзы1кwмъ, доне1лэже не соверши1тсz
сіе2:
|
4 и5же и3 свsзаныхъ и5хъ приведо1ша къ нaмъ со
њѕлобле1ніемъ ћкw плённикwвъ, пaче же ћкw
предaтелей, без8 всsкагw разсужде1ніz и3 и3спытaніz
хотёша и5хъ погуби1ти, свирёпэйшею лю1тостію
пaче зако1на скv1fска воwруже1ни:
|
5 мы1 же њ си1хъ жесточaе запрети1вше по смиренномyдрію,
є4же и4мамы ко всBмъ человёкwмъ, є3двA живо1тъ
и5мъ даровaвше, и3 нбcнаго бг7а познaвше крёпкw
заступaющаго їуде1євъ и3 ћкw nц7A за сы1ны
вы1ну спобо1рствующа, ксемy же и3 любо1вь, ю4же и4мутъ
къ нaмъ и3звёстну, и3 ко прароди1телємъ нaшымъ
благопріsтство разсуди1вше, прaведнw tпусти1хомъ,
по всsкому коеs либо вины2 њ1бразу:
|
6 и3 повелёхомъ комyждо всBмъ во сво‰ и5мъ
возврати1тисz, дабы2 на всsцэмъ мёстэ никто2 и4хъ
tню1дъ њѕлоблsлъ, ниже2 ўкорsлъ њ содёzнныхъ
и5мъ без8 вины2:
|
7 вёдомо бо да бyдетъ вaмъ, ћкw ѓще что2
ѕлоухи1тримъ на ни1хъ лукaвое, и3ли2 въ че1мъ њскорби1мъ
и5хъ весьмA, то2 не человёка, но всёхъ си1лъ
вLку и3 бг7а вы1шнzго проти1вzщасz нaмъ во tмще1ніе
веще1й по всемY неизбёжнэ всегдA и3мёти бyдемъ.
Здрaвствуйте.
|
8 Пріи1мше же (їуде1є t царS) послaніе сіе2,
не потщaшасz вско1рэ tити2, но моли1ша царS, дабы2
сyщіи t ро1да їуде1йска, t с™aгw бг7а и3 t
зако1на б9іz самово1льнэ tступи1вшіи получи1ли
и4ми до1лжное муче1ніе,
|
9 приглаго1лавше, ћкw чре1ва рaди своегw2 бжcтвєннаz
повєлёніz преступи1вшіи ниже2 ц†рскимъ повелёніємъ
благопослyшни бyдутъ.
|
10 Џнъ же пои1стиннэ сі‰ глаго1ла тaкw бы1ти,
и3 похвали1въ даде2 и5мъ влaсть над8 всёми, є4же
бы престyпникwвъ зако1на б9іz во всёхъ мёстэхъ
цaрствіz є3гw2 со дерзнове1ніемъ, без8 всsкіz
цaрскіz влaсти и3ли2 разсмотре1ніz, ўбивaти
и3 и3скоренsти.
|
11 ТогдA (їуде1є) возблагодари1вше (царS) ћкоже
подобaше, їере1є же и4хъ и3 все2 мно1жество вкyпэ
возгласи1вше ґллилyіа, съ рaдостію tидо1ша.
|
12 ТогдA приклю1чшагосz на пути2 престyпника, и4же
бsше t ро1да и4хъ, мyчаху и3 во њ1бразъ и3ны6мъ
ўбивaху.
|
13 И# въ де1нь то1й ўби1ша бо1лэе тріе1хъ сHтъ
муже1й, ўбивaюще же скве1рныхъ съ рaдостію веселsхусz.
|
14 Сaми же и5же дaже до сме1рти со гDемъ бг7омъ
пребы1ша, получи1вше соверше1нное сп7се1ніе, ўвэнчaвше
себе2 разли1чными благово1ннэйшими цвэтaми, tидо1ша
t грaда со весе1ліемъ и3 восклицaніемъ, во хвале1ніихъ
и3 всеблагоглaсныхъ пёніихъ благодарsще бг7у nтцє1въ
и4хъ вёчному, сп7су ї}леву.
|
15 Прише1дше же во птолемаjду, нарицaемую за сво1йство
мёста родофо1ръ, и3дёже њжидaху и5хъ корабли6
мно1зи, по џбщему и4хъ совёту днjй се1дмь,
|
16 тaмw сотвори1ша пи1ръ сп7се1ніz: цaрь бо даровA
благодyшнw коемyждо и4хъ вс‰ потрє1бнаz на пyть
дaже до жили1ща и4хъ.
|
17 Дости1гше же ми1рнw въ подобaющихъ и3сповёданіихъ,
тaкожде и3 тaмw ўстaвиша сі‰ дни6 прaздновати
со весе1ліемъ во вре1мz прише1льствіz и4хъ.
|
18 И%хже и3 њсвzти1вше на столпЁ при мёстэ
пи1ршества њбётомъ ўтверди1вше, tидо1ша невре1дни,
свобо1дни, прерaдостни, земле1ю и3 мо1ремъ и3 рэко1ю,
њхранsеми цaрскимъ повелёніемъ, кjйждо во сво‰
си, и3 њдержaвше влaсть над8 враги6 бо1льшую не1же
пре1жде, со слaвою и3 стрaхомъ, весьмA ни t когw2
лишaеми и3мёніz.
|
19 И# вс‰ сво‰ вси2 воспріsша t њписaніz, ћкw
и3мyщіи что2 со стрaхомъ ве1ліимъ tдаsху и5мъ,
вели6чіz превели1кому бг7у сотво1ршу соверше1ннw во
спcніе и4хъ.
|
20 Блгcвенъ и3збaвитель ї}левъ во вBчнаz временA.
Ґми1нь.
|
8 "Получили... должное наказание" - согласно Закону Моисееву (Втор 13:6слл).
15 "Птолемаида" (розоносная) - местность, изобилующая розовыми плантациями, находившаяся в среднем Египте, в округе Арсинои, на запад от Нила.
В греч и слав Библии включена еще 3-я книга Маккавейская. В ней говорится о гонениях на александрийских иудеев при царе Птоломее IV, Филопаторе (221-203). Царь велел иудеям собраться на александрийском ипподроме и приказал выпустить на них боевых слонов, которые обратились против палачей и их растоптали. Подобно Илиодору (2 Макк), Филопатор сделал попытку войти в Святое-Святых Иерусалимского храма, но также потерпел неудачу. Западная Церковь не приняла 3 Макк в библ. канон.
Книги Маккавейские (1 и 2) не вошли в евр канон Писания, но они находятся в LXX и Западная Церковь признала их богодухновенными (второканоническими). В них описывается борьба евр народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр «мак-кави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1 Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1 Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.
1 И дети наши, τὰ τέκνα ἡμω̃ν. В 217 или 216 г., на который приходится описываемый в нашей книге случай, Птоломей, сколько известно, не имел еще детей, по крайней мере, ни одного законного. Позднее у него родился от сестры — супруги наследник престола Птоломей V Епифан, который при смерти отца своего (в 203 г.) имел всего 5 лет от роду.
Великий Бог. Здесь несомненно Иегова, Которого царь теперь исповедует как истинного Бога (6:25).
3 О ненависти, которую иудеи питали ко всем народам, говорят многие другие древние писатели: ср. Тацит. История V, 5,2; Dio. Cass. 49, 22; Диодор 34, 1, p. 524; Филострат. Аполл. 5,33; Иосиф Флавий. Против Аппиона. 2,10,14; 1 Фес 2:15; Есф 3:13; Juven. 14,103 и далее.
4 Изобретая жестокости, лютейшие даже Скифских обычаев, греч.: νόμου σκυθω̃ν ἀγριωτέραν ἐμπεπορπημένοι ὠμότητα, слав. точнее: «свирепейшею лютостью паче закона скифска вооружени», т. е. как бы одев на себя (или вооружившись) лютость, свирепейшую скифских обычаев.
Закон — νόμος — в значении обычай употребляется нередко.
6 Не укорял в том, что произошло без их вины, т. е. в том, что они были обречены на казнь как изменники и мятежники.
8 Получили через них должное наказание — в силу закона Моисеева во Втор 13:6 и далее.
9 Ради чрева, т. е. ради чувственных удовольствий и излишнего жизнелюбия, или временных выгод (см. 2:23). В последующей истории любопытный пример подобного рассуждения представил Констанций Хлор, отец Константина Великого, говоривший: ne imperatori quidem fidos fore, quiDeo fidem non servarent (ср. Евсевий. Vit. Constant. I, 16).
15 В Птолемаиду, называемую по свойству места, Родофором. Такая местность, изобилующая розовыми плантациями, дающими лучшее на всем Востоке розовое масло, доныне есть в среднем Египте, в округе Арсинои, на западной стороне Нила, и на северо-восточном берегу большого канала Иосифа. Здесь, вероятно, и был сборный пункт иудеев, возвращавшихся в свои жилища.
18 Освятивши эти дни, т. е. посвятив их Господу, как праздничные, и постановив признавать их таковыми на все будущие времена...
19 Все получили свое по описи. Писатель здесь предполагает известным, что при переписи и аресте иудеев (4:11) инвентарь их движимого и недвижимого имущества также был описан и объявлен достоянием казны. Это впоследствии весьма облегчило получение каждым своего.
С величайшим страхом отдавали им, — со страхом, — с одной стороны — пред неблаговолением царя, а с другой — также и пред гневом Иеговы.
Содержанием Маккавейской книги служит событие, имевшее место в Египте, при Птоломее IV Филопаторе и грозившее египетским иудеям страшною опасностью поголовного истребления (несколько подобное рассказываемому в книги Есфирь).
Завязкою события послужило желание Птоломея «войти во святилище», — желание, встреченное единодушным, энергичным протестом иудеев (3 Макк 1). Разгневанный царь, против которого помешало кроме того внезапное, тяжкое расслабление, объявил иудеев «рабами» и повелел заклеймить их особым «знаком Диониса» (3 Макк 2). Нежелание иудеев подвергаться этой последней операции окончательно взбесило деспота, и он отдал приказ истребить по всему царству всех иудеев (3 Макк 3). Сорок дней иудеи разыскивались по всему царству и заносились в особые списки, чтобы в определенный день все они удобнее могли быть истреблены; однако, за множеством иудеев, рассеянных по всему царству, эти списки так и не могли быть доведены до конца: не достало ни хартий, ни письменных тростей «по действию небесного Промысла, помогавшего иудеям» (3 Макк 4). В назначенный день 500 разъяренных слонов должны были быть выпущены на партию иудеев. Но несколько раз царь непонятным образом сам расстраивал свой ужасный план (3 Макк 5). А в самую решительную минуту, когда слоны, наконец, действительно устремились на несчастных, явное чудо спасло последних: вместо иудеев животные вдруг бросились на сопровождавшие их войска и привели их в полное смятение. Это вразумило и самого царя, и он совершенно переменился в отношении к иудеям (3 Макк 6). Последовал новый указ, объявлявший иудеев под особым покровительством царя; вместе с тем, отданы были на расправу иудеям все те, кто в это тяжкое испытание обнаружил слабость в вере и малодушное уклонение от закона. Эти были истреблены иудеями, а в память события установлен особый праздник (3 Макк 7).
О подлинности события. Ввиду значительного количества подробностей в изложении события, возбуждающих сильное сомнение относительно своей возможности (громадное количество обреченных на смерть, их приведение в Александрию, на конское ристалище, их перепись, поглотившая все запасы бумаги и тростей и т. п.), — допускают, что событие, составляющее содержание нашей книги, могло иметь в действительности лишь гораздо менее значительное историческое зерно, коим автор воспользовался для прикрашенного рассказа, имевшего целью — возвеличить народ иудейский в глазах язычников и показать особое попечение о нем Божие. Подлинное событие, таким образом, произошло, вероятно, в гораздо более скромных размерах. Оно упоминается и у Иосифа Флавия, впрочем — с именем другого царя (Птоломея VII Фискона) и с указанием других поводов и побуждений (Против Аппиона II, 5).
Время написания книги, равно как место и автор — неизвестны. Во всяком случае, книга написана после 164 г. до Р. Х., потому что упоминает о событиях книги Даниила, и не позднее первых лет жизни Спасителя. Некоторые оттенки речи могут указывать также на то, что книга написана египетским иудеем, в Египте.
Уважение древней церкви в книге нашло себе выражение упоминанием в Апостольских правилах, а также в трудах блаж. Феодорита — и других церковных писателей.